свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
Вторник, 18 декабря 2001 г. № 142 | ||
ХВАЛИТЕ РЕБЕНКА В МЕРУ! Как нужно хвалить своего ребенка? Мнения родителей на этот счет резко разделяются. Одни утверждают, что знаки внимания, ободрение и ласка никогда не бывают лишними в воспитании. И обласканный, всеми любимый ребенок добивается в жизни куда больших успехов, чем тот, кого отвергали в детстве. Другие считают, что похвала таит в себе большую опасность, потому что, чем больше хвалишь ребенка, тем больше он нуждается в похвале. И в конечном итоге становится зависимым не только от самой похвалы, но и от тех людей, которые хвалят. Ппробуем найти золотую середину. А для начала определим столь часто совершаемые родителями ошибки. — Чрезмерная похвала. Некоторые склонны безудержно нахваливать своих детей. Они хотят им добра, а получают противоположный результат. Ребенок или начинает себя считать абсолютным гением, или, распознав неискренность, задается вопросами: «Чего это меня нахваливают? Ведь я ничего особенного не сделал. Они считают меня глупым, неумелым? А может, я и вправду неумеха?» — Постоянное восхваление. Родители постоянно хвалят своих детей, не осмеливаясь покритиковать их за какие-то упущения. Такое расхваливание быстро отупляет, воспринимается как само собой разумеющееся, и похвала постепенно теряет свое положительное действие. — Похвала походя. Ребенок целый день мастерил игрушку и теперь гордо показывает родителям творение своих рук. Но они, будучи уставшими, едва находят пару одобрительных слов, даже не дав себе труда как следует рассмотреть, что показывает им их мальчик. У ребенка сразу портится настроение. Тму, кто хвалит, всегда нужно знать, что он хвалит. — Снисходительная похвала. Один их самых больших недостатков похвалы состоит в том, что она всегда произносится немножко свысока. Дети и так маленькие, а похвала, звучащая слишком уж снисходительно, делает их еще «меньше«. — Похвала как замена любви. Дети, которых чрезмерно и неправильно хвалят, легко могут прийти к мысли, что их хвалят исключительно за их успехи, например, за хорошие отметки. Между тем они должны знать, что родительская любовь не зависит от их успехов, что их любят просто за то, что они есть. Тгда что же делать, как правильно похвалить ребенка, не принося ему вред? Есть целый ряд возможностей. + Покажите радость. «Какой замечательный зверь!» «Это мне очень нравится!» «Вот это здорово!» То есть, сформулируйте личное мнение. Это звучит не свысока, а как бы идет от друга к другу. + Проявите интерес. Не спеша, внимательно рассмотрите произведение. Задайте какие-нибудь вопросы — может ребенок захочет рассказать о своей картине что-нибудь еще. Но не настаивайте, если он уходит от осторожных вопросов. + Докажите свое восхищение. Достаточно всего лишь спросить: «Можно я повешу твою картину здесь, в общей комнате?» Больше ничего не требуется, чтобы ребенок понял, как оценили его рисунок. Мжно без всяких комментариев взять фотоаппарат и сфотографировать его произведение. А если действительно что-то понравилось, почему бы не сказать об этом и мужу (жене), причем, так, чтобы об этом слышал и ребенок: «Представляешь, Ксюша так замечательно сегодня играла на флейте. Я была в полном восторге...» + Подбадривайте ребенка. Ведь сразу создать шедевр невозможно! Башенка обваливается, динозавр похож на паровоз, домашние задания по арифметике почти все решены неправильно. Как реагировать? Ругать? Решить за него? Или сказать: и так сойдет? Это не выход! Лучше подбодрить ребенка и сказать ему, что скоро у него наверняка все получится. Например, так: «Это ничего, завтра у тебя получится уже немного лучше. А сегодня я могла бы помочь тебе, чтобы у нас сошлись концы с концами». И если помогать с умом, то у ребенка в конечном итоге все-таки останется чувство, что он справился сам. Или немножко сам.
Страницу подготовила В. КРЕЦЮК
|
назад |