свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль Уральский автомобиль Уральский автомобиль
Вторник,
18 декабря
2001 г.
№ 142
Уральский автомобиль

ОТЦЫ И ДЕТИ — ПРОБЛЕМА ВЕЧНАЯ

   Часто родители жалуются на своих детей: «Мой сын совершенно неуправляемый! Я ему говорю одно, он делает — другое. И, кажется, ему доставляет удовольствие видеть, как я выхожу из себя», «Все, что бы я не делала, вызывает у моей дочери раздражение!»... А спросите, знают ли они, какие проблемы волнуют их детей, уверена, некоторое время они будут пребывать в замешательстве, не зная, что и ответить. Ведь они привыкли ругать, срываться на крик и мало кто из них говорит с ребенком, обсуждает очень значимые, важные моменты в его жизни.

   Школьный психолог Лилия Жмаева считает, что источник многих подростковых проблем — родная семья.

   — Ко мне часто обращаются подростки с просьбой помочь им наладить контакт с родителями, — признается она. — Они говорят: «Родители меня совершенно не понимают. Стоит мне сделать что-то по-своему, как дома начинается ругань. Я очень люблю своих предков, но иногда хочется обхватить голову руками и бежать... куда глаза глядят.»

   Чо делаю я, как психолог? Беседую. Причем, не с одним подростком, а со всей семьей. Результаты оказываются порой потрясающими.

   Ндавно ко мне пришла бабушка, подталкивая впереди своего пятнадцатилетнего внука: «Сделайте что-нибудь! Он совершенно отбился от рук». Во время беседы выяснилось, что мать мальчика вышла замуж второй раз. Проблемы с первенцем начались после рождения второго ребенка.

   Втом, что в этой семье все проблемы от того, что подростку не хватает внимания, я убедилась, пригласив на прием маму. Когда я попросила ее обнять сына, она недоуменно вздернула брови: «Это еще зачем?» Подобная реакция была и у подростка. Он не только не захотел сам обнять мать, но и, когда она притянула его к себе, отпрянул от нее как ошпаренный. На лице явно читалось недоумение: «Что с тобой, мама? Ты ведь никогда этого раньше не делала».

   — Может быть, мама просто не знает, как рассказать ребенку о своих чувствах? Но бабушка... Она же привела мальчика на прием. Значит, в этой семье все же есть любовь?

   — Не столько любовь, сколько жалость. Ведь что говорит бабушка: «Он мой единственный внук. К тому же у мальчика нет отца. Мне его так жалко.» Ох, уж эта бабушкина жалость! Порой она играет с ребенком злую шутку. Он и без того чувствует себя ущемленным, а тут еще бабушка причитает: «Бедненький мой и никто-то тебя не любит!»

   Чобы обратить на себя внимание, ребенок бежит из дома. И куда бы вы думали? К бабушке! Там по крайней мере жалеют.

   — Что вы порекомендовали семье, где проблемы отцов и детей так узнаваемы?

   — Уже само осознание проблемы — это полдела. Родителям и бабушке, я думаю, полезно было взглянуть на ситуацию глазами мальчика. Многое удалось понять и самому ребенку, он оказался довольно неглупым. Сейчас подросток успешно учится в школе, стал менее раздражительным.

   Ктати, в работе с этой семьей мне помог один прием. Я посоветовала родителям сесть с подростком за «стол переговоров» и обсудить те правила, которые отныне будут существовать в семье и которых все неизменно должны придерживаться. Вплоть до того, во сколько нужно ложиться спать, во сколько вставать, завтракать, отправляться в школу. Правила распространялись абсолютно на всех членов семьи. Одинаковы, как для детей, так и для взрослых, были и наказания. Не пришел с улицы вовремя — неделю не смотришь телевизор, заменяя просмотр телепередач чтением книг или чем-то еще, вышел из себя, сорвал свой гнев на окружающих — угощаться тебе три дня овсянкой и т. д. Чтоб вы думали? Конфликтов стало куда меньше. Ребенок наконец понял, что от него требуют родители.

   — А с какими еще проблемами к вам обращается подросток, не рискуя рассказать об этом отцу или матери?

   — Любовь. Подростковый — это такой возраст, когда просыпаются первые чувства, а рассказать об этом некому. Почему не обращаются к родителям?

   К мне как-то пришла за советом девочка, она впервые влюбилась и не знала как себя вести. После разговора я полюбопытствовала:

   — А ты не пробовала поговорить об этом с мамой?

   — Однажды я попыталась, но она вытаращила на меня глаза и заорала: «Ты что дура? Ты совсем ничего не понимаешь в жизни!» После этого у меня напрочь отпало всякое желание с ней откровенничать.

   Н подростку нужно кому-то выговориться. Не понимают дома, идут к друзьям, подругам, в компании. Иногда проявления любви тех, кому не привили этические нормы, принимают весьма уродливые формы.

   Онажды ко мне обратился пятнадцатилетний парнишка, он пожаловался на то, что его одноклассница не дает ему прохода — звонит, забрасывает записками. Как-то она даже пыталась покончить с собой, вскрыв себе вены. И теперь он разрывается меж двух огней — любит другую, но встречается с ней: «Вдруг эта ненормальная покончит с собой. Я же не смогу с этим жить!»

   — Родители часто жалуются: мой ребенок ничем не интересуется. Телевизор и видик — вот все его хобби. Что говорят по этому поводу дети?

   — Поведение детей — лишь отражение традиций, заложенных в семье. Ничем не интересуется? А каковы интересы его папы? Мамы? Дедушки? Бабушки? Часто ли вы проводите время вместе с подростком? Есть ли у вас какие-то общие семейные увлечения, хобби? Ответите на эти вопросы и, уверена, решите многие из своих проблем.

   Рдители, а вы знаете, какая самая большая ценность у ваших детей? Деньги! (Причем, это не зависит от того, благополучная семья или нет). В старших классах в качестве эксперимента я нередко провожу игру, по условиям которой каждый участвующий должен назвать семь самых больших своих ценностей в жизни. Знаете, что называют в первую очередь? Деньги, материальные блага: машины, квартиры, обстановку, новые шмотки и прочее. Родители и семья в этом списке стоят на последнем, предпоследнем месте. Может быть, в этом есть и наша вина?



назад


Яндекс.Метрика