свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 126 Уральский автомобиль Суббота, 15 ноября 2003 г.

КОГДА В ЦЕХЕ ЧИСТО — И НА ДУШЕ ПРАЗДНИК

   Пмню, как-то одна моя знакомая, рассказывая о своей поездке в Германию, отметила, что самое большое впечатление на неё произвели немецкие мощёные улочки, которые каждое утро мыли с мылом и порошком.

   Н знаю, отмывали ли когда-нибудь с порошком второй термический. Но то, что там чисто, это бесспорно.

   — Это как дома. Пока у нас есть деньги, мы ремонтируем. Как только закончились средства, о ремонте можно забыть, — говорит мастер хозяйственной службы Лилия Андреевна Башкирова. — Малейшие изменения на заводе тут же отражаются на нашей службе.

   П словам Лилии Андреевны, в своё время, по итогам социалистического соревнования цех постоянно занимал первые места. При этом учитывались не только показатели работы, но и культура производства. Это происходило на стыке 70-х–80-х годов. Цех только отметил свой первый десятилетний юбилей и, будучи одним из самых молодых заводских подразделений, не нуждался ещё в ремонте. Тогда же он завоевал и ещё одну ценную награду — переходящее красное знамя, которое так и осталось у него на хранении. Но впоследствии практика социалистических соревнований ушла в прошлое, а вместе с ней из заводских цехов ушёл и некий дух соревновательности и коллективизма. Завод переживал не лучшие времена. Денег катастрофически не хватало. И от многих работ, в том числе и ремонтных, пришлось отказаться.

   Нвые веяния принёс с собой Юрий Горожанинов. С его приходом на заводе стало больше уделяться внимания поддержанию порядка: выделялись средства на хозяйственные нужды, ежедневно делались обходы и объезды территории. И это, естественно, сыграло свою положительную роль. Цеха вновь заблестели…

   Павда, ненадолго. Прошло совсем немного времени, и завод вновь был повергнут в очередной кризис. А это не замедлило сказаться на работе хозяйственной службы.

   Дя сравнения: в конце 70-х годов, когда Лилия Андреевна только начинала работать в должности мастера (предпочтя в своё время работу заведующей детским садом «спокойствию» термического N№ 2), её служба насчитывала около 20 человек. Сейчас её сократили ровно вдвое. И это при том, что забот тогда было намного меньше.

   — Это и обидно, — говорит моя собеседница. — Вот бы наоборот. На такую службу, как у нас, и 20 человек мало, а уж про 10 и говорить нечего. А ведь работы у моих подчинённых… Одних кабинетов сколько. А ещё два душа, баня, сауны (они, кстати, у нас самые лучшие на заводе) Ну, и конечно, в цехе забот хватает.

   Ллия Андреевна считает, что если бы не помощники, то ни ей, ни её подчинённым с работой не справиться. Ладно, хоть другие это понимают. И когда возникает необходимость, всегда приходят на помощь. В этом отношении, по словам Лилии Андреевны, очень отзывчивы женщины из ПДБ. Рабочие тоже в просьбах не отказывают. И тару могут почистить от сажи и копоти, и тяжести перенести. Вокруг цеха и вовсе убирают одни бригады.

   — Мы этой работы даже не касаемся, — говорит моя собеседница. — У каждой бригады своя территория вокруг корпуса, графики уборки. Нам и своих забот хватает.

   — Ещё бы, — подхватывает разговор Людмила Лузина, работница ПДБ. — Это ведь только по списку десять человек. А на самом деле: одного нет, другой в отпуске, третий болеет. Как ни посмотришь, всё сама крутится. И полы подметает, и в туалетах уборка тоже на ней. Тут вот недавно «туалетную» уборщицу сократили. Чем руководствовались при этом — непонятно. Можно подумать, если человека убрали, то и нужд поубавилось. Лилии Андреевне теперь и этим приходится заниматься.

   — Да ладно вам…

   — А что ладно-то. Вы вот про транспорт расскажите, — не унимается сослуживица.

   — Да, в последнее время что-то совсем стало туго с транспортом, — соглашается Лилия Андреевна. — Тары уже за три дня скопилось. Звонила я в ТП. Мне говорят, что машины будут, но в порядке очерёдности. А цехов-то на заводе сколько. Пока до нас очередь дойдёт. Тара-то копится.

   Врочем, я заметила, что Лилия Андреевна — не из тех, кто жалуется на жизнь. К трудностям она уже привыкла. Да и последнее время на заводе полегче стало хозяйственным службам. Хоть что-то на ремонт, выделяется. Легче и в том плане, что работники привыкли к порядку.

   — Меня недавно случай поразил. Подходят ко мне рабочие и говорят: «Лилия Андреевна, что-то станки у нас стоят страшные. Давайте их подновим. А то ведь когда в цехе чисто, и мы стараемся следить за собой». Вроде бы и критика. А с другой стороны… Раз подходят, интересуются, значит, видят нашу работу.

   Чстно говоря, усилий Лилии Андреевны и её хозяюшек трудно не заметить. Проходя по цеху, я обратила внимание, что он на редкость чистый и прибранный. И это при том, что производство в термичке отнюдь не стерильное.

   Вкабинетах — цветы. В цехе-то, конечно, они не растут: там и жарко, и солнца мало. А вот в кабинетах на окнах — им самое место.

   — Вы к нам летом не заходили, — говорит Лилия Андреевна. — Вот где цветы-то были. Сейчас уже отцвели.

   — Кто всей этой красотой занимается?

   — Да все понемногу. Кто где цветочек увидит, к себе несут. Каких только не было! Люди мимо проходят, любуются. А то и заглянут на огонёк: «отросточка не дадите?». Даже в душевой цветы растут.

    Вот такая она — Лилия Андреевна — хозяюшка. И цветы у неё на окнах, и чистота, и порядок. И как рачительная хозяйка, к зиме уже заранее готовится. Это отчасти ведь тоже её забота. Где крышу подлатать, где стёкла помыть, почистить от сажи, а где и новые двери поставить, чтоб было теплее. Снегопады начнутся, полезут на крышу: чистить сливы. Всё время работа…

   — Работы мы не боимся, — замечает Лилия Андреевна. — Девчонки у меня замечательные. Все стажисты. Кроме маляра, она всего два года работает. Но как-то быстро влилась в коллектив.

   А такого, чтоб кто-то пил или прогуливал, никогда не было. Тут недавно мне звонили, спрашивали: «Кого из ваших нерадивых работников можно сократить?» А я и не знаю, что ответить. Все они у меня «радивые». Всех я уже не один год знаю. На всех могу положиться.

    Что удивительно, в других цехах бегут с такой работы. Зарплата-то чуть больше тысячи. А тут люди держатся. Почему? Лилия Андреевна и сама удивляется. Не иначе, привычка. Уж сколько раз так было: собирались, уже и документы начинали оформлять, а в последний момент передумывали…

    В том-то и дело, что особенный он какой-то — второй термический. Домашний, уютный. Коллектив здесь слаженный. Потому и люди держатся. И проблем вроде много, а люди стараются как-то следить за порядком вокруг. Ведь когда рядом чисто — и на душе приятнее. А взглянешь на мир сквозь помытые окна, цветочные заросли, и он видится уже совсем другим. Чище и краше.

   


Виктория КРЕЦЮК



назад


Яндекс.Метрика