свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 127 | Вторник, 18 ноября 2003 г. | |
О ЧёМ ГОВОРЯТ СТАРИННЫЕ ЭКСПОНАТЫ Взапасниках городского краеведческого музея хранится немало уникального материала, способного поведать нам об истории Миасса. История происхождения многих вещей (одежда, всевозможная утварь, предметы домашнего обихода) и имена бывших владельцев не известны. Но есть среди них и такие, о которых сохранились некоторые сведения. Нпример, декоративная ваза из алебастра, выполненная в стиле камнерезного искусства конца XIX века. Её создал извест-ный миасский художник, скульптор Эммануил Иосифович Мали. Вот как описывает эту работу бывшая научная сотрудница музея Ольга Борисовна Дорофеева: «На неровной треугольной подставке поднимается ножка в виде переплетённых тел трёх дельфинов. Чаша вазы неглубока, открыта солн-цу. А её края окаймляет лёгкая гирлянда из виноградных листьев». Другая работа, также принадлежавшая Мали, это «урна из хлоритового камня, выполненная в классическом античном стиле: строгая симметричность, уравновешенность отдельных частей, согласованная их соподчинённость, яйцевидная форма, идущая от классицизма XVIII века. Здесь нет лёгкости и света первой работы, но есть надёжность, достоинство красоты преходящей и вечной». Работы появились в музее не случайно. Их автор — личность легендарная в нашем городе. Ивестно, что Эммануил Иосифович, чех по национальности, родился в крестьянской семье. Ему было 11 лет, когда родители переехали в Житомирскую губернию, приняв русское подданство. Став взрослым, Мали работает в сельских школах, заканчивает курсы пения и музыки, изучает сельскохозяйственные науки. А в 1914 году он получает диплом об окончании Петербургского центрального училища технического рисования барона Штиглица с правом преподавания художественных предметов. Но заняться преподавательской и творческой деятельностью он смог только в 1918 году в Миассе. В это время его занятия очень разнообразны. Он работает в школе второй ступени, в только что организованной профтехшколе, руководит детским городком для беспризорников, является одним из создателей и заведующим краеведческого музея. А кроме этого рисует, играет на скрипке, и, будучи художником по керамике и декоративной скульптуре, лепит. К сожалению, в 1937 году жизнь этого удивительного человека трагически прерывается... Вмузее также хранится уникальная коллекция, принадлежавшая когда-то миасскому торговцу и промышленнику Ивану Васильевичу Гредасову. Её предо-ставила бывшая сот- рудница музея Зинаида Дмитриевна Цветкова. Среди вещей старинная мебель: буфет, комод, сундук, несколько видов столов; деревянные и плетёные подставки; несколько шкатулок, изготовленных в конце ХIХ — начале ХХ веков, типичных для средних слоёв населения того времени. Чугунная и глиняная посуда, также широко распространённая в начале века. И более редкая и дорогостоящая медная домашняя утварь. Последняя представлена достаточно разнообразно: это и всевозможные сковороды, и подносы, и разных размеров кастрюли, ложки, жаровня для рыбы. В одну коллекцию объединён и личный архив Гредасова: фотографии семьи и известных в городе людей, книги, документы, имеющие большой познавательный интерес. По этим документам можно ознакомиться с миром деловых людей и проследить связи местных промышленников с другими городами и заводами по всей стране. В коллекции собраны ценные бумаги, паспортная книжка Гредасова, прейскуранты на металлоизделия и многое другое. И разнообразных предметов привлекает внимание набор промышленных красок, полный по комплекту и сохранности. Разного размера стеклянные бутылки, керосиновая лампа и прялки. Сою лепту в раскрытие интересных фактов, связанных с историей вещей, попавших в музей, в своё время внёс и Николай Александрович Полушкин, работавший в музее в восьмидесятые годы. Изучая старинные издания, он сделал интересное открытие: в начале прошлого века в Миассе печатали не только всевозможные рекламные буклеты и афиши, но и книги. Так, в 1900 году в миасской типографии Г. А. Бурдукова была напечатана книга Н. Г. Овчинникова «Материалы к истории горного дела и современному его состоянию на Южном Урале». По словам Николая Александровича, книга насыщена историческим и, особенно, статистическим материалом, который обосновывает необходимость коренных изменений в уральской промышленности, поднимает вопросы весьма злободневные для того времени. В 1901–1902 годах в этой же типографии отпечатаны три книги, содержащие протоколы заседаний съездов золотопромышленников, собиравшихся в эти же годы. В книгах приводятся данные по добыче золота, рассматриваются вопросы взаимоотношения старателей–золотодобытчиков с казной, золотопромышленной компанией, казачеством, владевшим землями и лесами, и другие вопросы, жизненно важные для старателей. Ханится в краеведческом музее отпечатанный в типографии И. К. Перфильева юбилейный сборник, выпущенный к 10-летию миасского вольного пожарного общества (1914 год), а также уникальное издание «Прейсъ–курантъ» художественных отливок Кусинского завода. Оно содержит 24 страницы текста и 36 страниц иллюстраций и до сих пор является одним из самых полных каталогов художественного литья Кусинского завода. Нколай Александрович замечает, что в приведённом перечне нет случайных изданий. Каждое из них было продиктовано требованиями момента, каждая книга стала документом своей эпохи. Н работа с архивами и документами на этом не заканчивается. И уже другие люди, коими движет любопытство и желание узнать что-то новое о своём городе, пытаются установить связь между разобщёнными фактами, установить истину, которая поможет нам взглянуть на историю с несколько иной точки зрения, увидеть то, что было закрыто тайной веков.
Вера СТЕПАНОВА
|
назад |