свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 125 Уральский автомобиль Четверг, 13 ноября 2003 г.

«НАМ ДВОРЦОВ ЗАМАНЧИВЫЕ СВОДЫ…»

   Кнечно, никогда нельзя утверждать наверняка, но мне почему-то кажется, что предложи Виктору Павловичу Шестакову выбор: белокаменный особняк со всеми удобствами или путешествия, он выберет последнее. Уж очень неугомонный это человек. Иное слово и подобрать сложно.

   Ссамого детства в походах. Мальчиком любил бывать с отцом на рыбалке и охоте. Потом увлёкся геологией — и опять походы, ночёвки под открытым небом, песни у костра. А в один прекрасный момент решил «заразить» этим и миасских ребятишек. Сначала в качестве директора базы отдыха «Азимут» на озере Тургояк, затем — вольного путешественника и просто увлечённого человека, неравнодушного к красе родной природы и истории края. И, наконец, в роли одного из руководителей подросткового клуба «Кругозор» расположенного в посёлке Строителей, где он также пытается (и небезуспешно) заинтересовать тинэйджеров своими идеями и подвигнуть на вольную походную жизнь.

   Солько за эти годы дорог пройдено — не мерено. Сколько песен спето у костра — и не считано.

   — А кто их считал, дороги-то, — говорит Виктор Павлович. — Мною разработано и пройдено около 70 маршрутов, среди которых и однодневные, и многодневные, пешие, водные, на автомобилях… Я ведь на подъём скорый. Рюкзак за плечи — и пошёл.

   Седи маршрутов, упомянутых Виктором Павловичем, есть и почти легендарные, о которых обстоятельно писала, почитай, вся миасская пресса. Историко-краеведческие экспедиции по Золотому кольцу Урала, по Бабиновской дороге, по южноуральской Европе, по пути Ермака, в поисках пропавшей сосьвинской речной селёдки и многие другие. Каждая из них проходит по уникальным местам, имеющим свою историю.

   Пимечательна, к примеру, история возникновения Бабиновской дороги. Она была основана в 1595 году посадским человеком из села Верх-Усольска Артемием Сафроновичем Бабиновым, который вместо длинного Чердынского пути предложил короткий через Урал — от Камы до реки Туры. По указу царя Фёдора Иоанновича он и руководил строительством новой дороги протяжённостью около 280 километров. 11 января 1598 года царской грамотой повелевается закрыть дорогу через Лозьвинский городок и учредить таможню в Верхотурье. Это и является датой открытия дороги, которую народ помнит до сих пор как Бабиновскую. В течение 165 лет (с 1598 по 1763 год) Бабиновская дорога была единственным разрешённым путём в Сибирь, так как специальным указом предписывалось с её открытием устроить на всех иных известных дорогах и тропах засеки, чтоб не было возможности ни пешим пройти, ни конным проехать.

   Бабиновская дорога просуществовала аж до 1960 года, несмотря на то, что после открытия более короткого пути из Перми в Екатеринбург стала приходить в упадок. Ещё в годы гражданской войны по ней в обе стороны шли войска.

   Ннешним летом Виктор Шестаков с группой энтузиастов из Москвы проехал по этим местам на «Волге». А в следующем году планирует уже взять в поездку детей — московских и миасских школьников, дабы приобщить их к истории нашего края.

   Еть и другие уникальные места, куда тянет за собой Виктор Павлович ребячью ораву.

   — Любую дорогу возьмите, вот вам и живая история, — делится он своими размышлениями. — Мы же едем не по пустоши, по населённым местам. Со старожилами знакомимся, в памяти которых хранится много легенд и историй. В музеи заходим. К жизни приобщаемся. Тем и полезны поездки. Многое из того, что нам рассказывают, в учебниках не написано. А когда дети сами разговаривают с людьми, и своими глазами видят и старинные постройки, и чудесные образцы народных промыслов, оно и помнится дольше…

    От себя хочу добавить, что в таких поездках дети — не сторонние наблюдатели. Они — активные участники происходящего. Любая поездка и жизнь в походных условиях — это, прежде всего, прекрасная школа, где воспитывается воля и характер ребёнка, приобретаются житейские навыки. Костёр развести, палатку поставить, пищу на костре приготовить — этому ведь в школе не учат. Да и дети привыкают работать в команде…

   — Они у меня всё умеют делать. А как же иначе? — говорит Виктор Павлович. — Полное самообслуживание. На то она и походная жизнь. И беседы ведут, и фотографируют сами, и фильмы снимают. А после поездок помогают мне оформлять фотоколлажи и подбирать материалы для книги. Конечно, наши отчёты — не произведение искусства. Но зато в них частица детского участия, души…

    Единственное, что уже много лет беспокоит Виктора Павловича, — это постоянные проблемы с транспортом. Сколько экскурсий можно было бы организовать, будь у них свой автобус, утеплённый для зимних поездок и оснащённый простенькой рацией. А ведь бывает, что и время назначено, и дети уже настроились на дорогу, а в последний момент выясняется, что экспедиция не состоится, потому что не смогли найти транспорта. Вот обидно-то!

   — Я не могу сказать, что нам совсем уж никто не помогает. Конечно, и завод нас не раз выручал. На вахтовом автомобиле мы, почитай, всю «Европу» объездили. И другие помощники находятся: «Кедр», «Трек», «Надежда», «Базальт», «Уралнефть», «Уралмастер», «Миассзолото», ПАТ–7. Но в основном это — разовая помощь, а нам нужна постоянная.

    А недавно Виктор Павлович вычитал в прессе, что существует губернаторская программа, по которой сельским школам выделяются автобусы. Вот и решил он попытать судьбу, обратившись к губернатору области. Ребятишки-то в клубе занимаются не только городские, но и со всех окрестных сёл, да и дело он делает нужное, важное.

   — Мне много-то и не надо. Не для своих детей стараюсь, для чужих...

    Как бы то ни было, а поездки на будущий год уже запланированы. Вот только удастся ли Виктору Павловичу отстоять на эти нужды транспорт? Время покажет.

   


Виктория КРЕЦЮК



назад


Яндекс.Метрика