свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 124 Уральский автомобиль Вторник, 11 ноября 2003 г.

СТИЛЬ ЖИЗНИ: ВОДИТЕЛЬ-ИСПЫТАТЕЛЬ

   Вадимир Найман на Уральском автомобильном заводе около пятнадцати лет. Водитель-испытатель, штурман одного из экипажей, неоднократный участник соревнований по автомобильному триалу разного ранга.

   Иформация

   к размышлению

   — Его величество случай в вашей жизни присутствует?

   — Да, конечно. И в жизни, и в спорте.

   — А экспромт?

   — Пробовал. Выручает. Когда времени в обрез, надо довериться интуиции.

   — Характер мешает или помогает?

   — Чтобы не наломать дров в критической ситуации, лучше спрятать его куда подальше.

   — Для вас важен комфорт?

   — Нет. В автомобиле, на котором выступаем в соревнованиях, даже сиденья те же, что на серийном.

   — От гайки на брызговике до двигателя — около пяти тысяч комплектующих. Слабо разобрать и собрать его за короткое время?

   — Не слабо! Опыт есть.

   О «копейки»

   до «Урала» — один шаг

   Вервые посадил за руль брат. Погоняли по бездорожью — понравилось. «Жигули» первой модели, конечно, не «Урал», но всё же… Решил стать водителем. А когда попал на завод, «притормозил»: пошёл в электрики. Может, так и надёжней было. Но в душе мечта сохранялась. Только тайное рано или поздно становится явным. Оставил электрик Найман без сожаления свои провода, распределительные щиты и прочее и пересел на восьмиколёсный грузовик.

   Пофессия увлекла. День на день не похож. Всегда что-нибудь новое: испытания, командировки. Довелось побывать на Севере. Условия эксплуатации сложные. Бездорожье, тайга. «Урал» — транспорт специфический. Ему как раз нипочём экстрим их северный, прочно свою нишу занимает. Да и потребитель в него верит. Убеждался в этом не раз.

   В94-м в техническую поддержку попал: «Форды» в «кругосветке» участвовали. А проводить их до Берингова пролива «Уралам» доверили. Ну, скажите, кто после этого чем-то другим займётся? В голову не придёт!

   Ти года назад в отделе испытаний создали бюро спортивных автомобилей и форсированных испытаний. Как-то спросили: поедешь? С ответом он не заставил долго ждать: поеду. Не имея представления, не зная даже, что такое этот триал, по принципу — смелость города берёт, отправился штурманом (!) с Александром Жмаевым в Бронницы…

   Нвичкам везёт. Конкурентов не оказалось. Задача была простой, как асфальтовый каток: доехать до конца. Это уже потом, когда «оседлали» четырёхколёсный «Урал», проблем получили сполна. Связаны они были с техническими неисправностями, нюансами, свойственными триалу, и, конечно, с отсутствием опыта.

   Пимеров — сколько угодно. Взять ту же блокировку. Вывести её из строя — пара пустяков. Переднюю вообще лучше было использовать лишь в исключительных случаях. Кто же знал? Идя непроторённым путём, учились на своих ошибках. Ломались шрусы — догадались: их надо усилить.

   Бывало и покруче. Как-то на автобане шатун... вылетел из двигателя аккурат «под ноги» — на дорожное полотно! Представляете эту картину? На автобане — чистота, порядок, и вдруг летит наш шатун. Как восприняла сей факт Европа, история умалчивает. А команда словно удар по голове получила. Когда пришли в себя, засучив рукава, принялись за дело.

   ВЗвенигороде сюрприз ждал. Начало соревнований. Вот уже ворота секции, настроение рабочее, остановились, как вкопанные: раздаточная коробка — пополам!

   ВАвстрии. Всё складывалось нормально. Впереди — подъём. Из овражка, в котором находились, решили легко выскочить. А машина вдруг кувырк-

   нулась, и в считанные секунды Владимир Найман вместе со штурманом, им тогда был Иван Болотов, оказались висящими вниз головой на ремнях безопасности. Ощущения? Сожаление. Отстегнувшись, грохнулись вниз. День закончили в техническом парке. Всю ночь с двигателем возились: масло попало куда не надо, правили каркас безопасности, крышу. Есть определённые требования. Технические комиссары строго за этим следят. Могут за нарушения даже снять с соревнований.

   ВГермании во время дождя начали брать препятствие и, недооценив коварства бугра, завалились на бок. Во Франции тоже дождь подвёл. В соперниках «МАЗ». Преодолены почти все препятствия, неплохой результат, остаётся последняя секция. Начавшийся дождь слегка расквасил грунт. Сколько ни бились, на гору подняться не удалось. В итоге результат, конечно, потеряли.

   Нслабые должны быть нервы у водителя-испытателя.

   Шнс на победу

   Вкоманде, как правило, обе роли главные. У каждого своё мнение. Подходящий вариант выбирают вместе. Но, бывает, штурман оставляет за собой право выбора. Ведь десять минут, отведённые на знакомство с секцией, створом ворот и препятствиями, позволяют лишь бегло пройти по ней. Решение принять мгновенно — очень сложно. Выручают интуиция, решительность.

   П мнению Владимира Наймана, шансов на победу у «Урала» гораздо больше, чем, скажем, у того же «КамАЗа»: проходимость лучше, технические характеристики по преодолению препятствий выше. Небольшая кабина тесновата, но есть в этом свой плюс. Она занимает немного места. Невысокая, центр тяжести ниже. Всё это, в конечном счёте, влияет на проходимость. В классе машин, где участвует «Урал», по маневренности и габаритам он уступает лишь вездеходу «ГАЗ–52».

   Ктати, между командами соперников дружеские отношения. Технических новинок никто не скрывает. В машины доступ свободный. Можно посидеть в кабине, посмотреть, перенять опыт, увидеть всё своими глазами. Никто препятствовать не станет. Было бы желание.

   «Урал» — на каникулах

   Внастоящее время команда занимается ревизией транспорта. Нужно проверить узлы, испытывающие наибольшие нагрузки: передний и задний мосты, раздатку, двигатель. Предстоит усилить переднюю часть рамы: она показала своё слабое звено. Придётся «поколдовать» над каркасом безопасности, расширить центральную дугу. Доработок хватает.

   Ке-что о гонках

   Крусельные гонки — захватывающее зрелище, и для зрителей, и для участников. Как сказал Владимир, в триале «елозить» надоедает, хочется погонять. Трасса протяжённостью чуть больше километра, проложенная внутри карьера, этому соответствует. Два заезда по десять кругов дают полное представление об участниках. Скорость на отдельных участках трассы достигает 80 километров в час. Спуски, подъёмы, повороты придают этому виду соревнований азарт.

   Вереди зима. Времени для того, чтобы подвести итоги и подготовиться к новым испытаниям, достаточно. Поможет в этом, несомненно, полученный опыт. А он, как известно, по случаю не приобретается.

   


Эмма ХАБИНСКАЯ



назад


Яндекс.Метрика