свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 122 Уральский автомобиль Вторник, 4 ноября 2003 г.

ЕВГЕНИЙ САВЕЛЬЕВ: «МЫ НАЦЕЛЕНЫ НА ТО, ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ РАБОТУ ЕЩё ЛУЧШЕ»

   Ивестный учёный-консультант в области качества Эдвардс Деминг писал: «От лучшего качества выигрывают все, от плохого качества проигрывает каждый».

   Вт и на нашем заводе много внимания уделяется вопросам качества. Практически в каждом производстве, выпускающем ту или иную продукцию, разработаны мероприятия, которые призваны улучшить качество и привести его в соответствие с нормами, установленными Госстандартом. А вот как это происходит на самом деле, какие подводные камни встречаются на пути выполнения мероприятий, от чего зависит так называемый коэффициент исполнения качества, я решила узнать, побывав в одном из заводских подразделений — литейном цехе N№ 4. Ознакомить меня с тем, как обстоят дела по качеству в цехе, взялись начальник цеха Евгений Николаевич Савельев и ответственная за работу по качеству Наталья Ивановна Маринина.

   Иак, начнём с самого начала. От чего зависит качество продукции, в данном случае сложного фасонного стального литья? Понятно, что качество любой продукции зависит от того, из чего она делается. По словам начальника цеха, более 50 процентов металлолома, из которого изготавливается литьё, изыскивается внутри завода. Тонкостенные бочки, кроватки и проволока — всё идёт в дело. Конечно, такое сырьё не очень-то качественное. Однако оно гораздо дешевле покупного. И поэтому руководство литейного цеха в целях экономии вынуждено идти на его использование.

   Врезультате, на изготовление каждого слитка тратится не два с половиной часа, как это предусмотрено инструкцией, а три и более. Ведь приходится «доводить» его до необходимого химического состава.

   Более стабильная ситуация — с формовочными материалами: они поставляются вовремя. К тому же, вполне отвечают тем требованиям, которые к ним предъявляются.

   Ктати, по словам Евгения Николаевича, одно время производству очень сильно сокращали лимиты. Буквально в приказном порядке заставляли снижать нормы использования тех или иных материалов. И это непосредственно отражалось на качестве литья.

   — Существуют технологические инструкции, где научно обосновывается состав каждой шихты, — говорит Евгений Николаевич. — Отойти от желаемого состава — значит потерять в качестве. Допустим, мы нарушили технологический процесс и отступили от требуемого состава, то есть мы сэкономили, но при этом более 50 процентов продукции ушло в брак, и в этом мы потеряли.

   Ктати, на каждую отливку разрабатывается своя технология изготовления, которая включает в себя и состав сырья. В последнее время на заводе выходит много новых модификаций автомобилей. А раз меняются модификации «Уралов», меняется и технология, меняется и литьё.

   — Подготовительные работы — это процесс довольно долгий и трудоёмкий. На каждый автомобиль идёт более 100 наименований отливок, — говорит Наталья Ивановна. — Сначала мы подсчитываем затраты на изменение основных и вспомогательных материалов, оснастки, сушильный инвентарь, разрабатываем новые конструкции, затем делаем опытную партию отливки и отдаём её на механическую обработку. Здесь её обрабатывают и делают замечания. А уже после этого мы начинаем доводить отливку до ума.

    Работа осложняется ещё и тем, что цеха не всегда могут договориться между собой. Бывает так, что изготавливает литейный цех опытную партию, делает доводку, отдаёт в эксплуатацию, а внедрение её в массовое производство затягивается. И выходит, что тратятся время, силы, средства, а результата не видно. Воистину, «мы сами всё разрушаем своими же усердными стараниями».

   Н вернёмся к вопросу о качестве. Мы с вами выяснили, что качество зависит от того, из чего делается продукция. Это во-первых. А во-вторых, естественно, качество зависит и от того, на чём делают эту продукцию, то есть от состояния литейного оборудования. Вот тут-то собака и зарыта. Наверное, сегодня никому не нужно объяснять, что оборудование на заводе оставляет желать лучшего. Правда, в конце 90-х, когда завод совершил резкий скачок — с 50 до 1000 автомобилей в месяц и появились деньги на ремонтные нужды, в производстве стали больше выделять средств на закупку запчастей и металла. Появилась возможность производить ремонт оборудования. В это время большую помощь литейному цеху оказали подрядные монтажные организации, такие, как «Металлургмонтаж», «Спецмонтаж», «Техсервис» и другие, которые проводили объёмные и особо точные работы.

    Но как бы ни были важны технологии изготовления и качество сырья, а человеческий фактор всё же остаётся решающим. В литейном цехе, как нигде, очень многое зависит от квалификации рабочего. Есть такие работы, где людям не просто нужно иметь хороший профессиональный навык, но и обладать специальными знаниями. Например, при обслуживании подъёмного транспорта или при взаимодействии с материалами, в состав которых входят опасные для человека элементы. Для работы с такими материалами допускаются только люди, прошедшие обучение.

   А вообще, рабочие обучаются

   постоянно.

   — Мы готовим для себя специалистов литейного производства сами, — говорит Наталья Ивановна. — Для этих целей в цехе созданы курсы целевого назначения, где обучаются сталевары, плавильщики, люди других профессий. Утверждаются график занятий и списки преподавателей, которых подбирают из своих же специалистов. И таким образом мы решаем проблему профессионального становления. Очень многое дают и неформальные контакты. К новичкам здесь особое внимание…

    Сейчас необходимость обучения возникает уже не так часто. А было время, когда в производстве постоянно менялись кадры, и каждого вновь пришедшего приходилось учить.

   Иак, мы с вами выяснили, от чего зависит качество. А теперь попробуем разобраться в том, что делается в цехе для того, чтобы проконтролировать качество выпускаемого литья и вовремя отреагировать на его ухудшение.

   — Как мы контролируем свою продукцию? — говорит начальник цеха. — Прежде всего, ведётся входной заводской контроль сырья, а затем уже в цехе контролируется металл, добавочные и стержневые смеси. Такой контроль осуществляют все — от мастера участка до контролёра БТК.

    Однако не всегда бракованная продукция выявляется внутри производства. Существует два вида брака — внешний и внутренний. И если внутренний брак ещё можно выявить собственными силами цеха и экспресс-лаборатории, то внешний брак даёт о себе знать только после механической обработки детали. Ежедневно в кабинете у начальника цеха раздаются звонки: и механические цеха сообщают о бракованных изделиях.

   А в производстве уже реагируют на это. Собираются совещания с участием начальников участков, технологов, контролёров и т. д. Выясняются причины возникновения брака, намечаются мероприятия по его устранению. И в конце месяца у начальника цеха в присутствии технологов, работников БТК и начальников участков подводятся итоги, проверяется исполнение намеченных мероприятий, и на основе этого принимаются соответствующие решения.

   — Но как бы эффективно мы ни боролись с браком, устранить его полностью невозможно, — отмечает начальник цеха. — Есть такие особенности конструкций отливок, которые не позволяют работать без брака. Поэтому на каждую деталь существует определённый лимит. Постоянно ведётся работа по улучшению качества отливок, которая ведёт к снижению лимитов. И тем не менее, брака выходит довольно много. В прошлом месяце, к примеру, 37,5 тонны литья оказались бракованными. И если учесть, что суточный план реализации литья составляет 47,5 тонны, то получается, что сутки в месяц мы работаем только на брак.

    Некоторое время назад очень много претензий поступало на картеры переднего и заднего мостов. Они «трещали по швам». Это был как раз тот случай, когда мелкие трещины не могли обнаружить посредством внутреннего контроля, выявляя их только в процессе механической обработки. И технологам цеха пришлось немало потрудиться для того, чтобы выявить причины образования трещин и изменить технологию изготовления литья. На это ушло ни много ни мало — два года. И только в прошедшем месяце цеху удалось выйти на качественно новые показатели (в результате он не только уложился в лимит, но даже получил экономию). Однако тут же возникли другие проблемы.

   «Мы снова в борьбе, — отмечает Савельев. — И как говорит великий Деминг «работа должна выполняться не только по принципу: «Делать — это хорошо», но и по принципу: «Делать её ещё лучше».

   


Виктория КРЕЦЮК



назад


Яндекс.Метрика