свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 120 | Четверг, 30 октября 2003 г. | |
ОТЕЦ ИГОРЬ: «РЕБёНКА ВОСПИТЫВАЮТ ЕЩё ДО ЗАЧАТИЯ» Внашей прошлой беседе с настоятелем церкви Богоявления отцом Игорем мы освещали тему брака и отношения церкви к такому красивому, старинному обряду, как венчание. А сегодня мы поговорим о том, как нужно воспитывать наших детей с точки зрения церковной морали. — Вообще-то воспитание начинается ещё задолго до рождения ребёнка. И то, каким вырастет человек, зависит от того, насколько праведный образ жизни вела его мама ещё до зачатия. Если мама бросила курить только для того, чтобы выносить ребёнка, но эта страсть ещё живёт в её душе, то рано или поздно ребёнок к этому потянется. Потому и так важно покаяние… — Нужно ли наказывать ребёнка? Существует теория, что маленьких детей наказывать вредно. — Я думаю, что разумное наказание ещё никому не вредило. Другое дело, что ребёнка нужно наказывать не так, что он нашалил, и мы его бьём, потому что злы на него. А так, чтобы научить ребёнка. Ведь что такое наказание? По-славянски это научение. Наказать — не значит покарать, а значит научить. Всё должно делаться с любовью. Для лучшего усвоения науки. — Говорят, что лучше один раз показать, чем сто раз рассказать. Должны ли родители воспитывать детей личным примером? — По-моему, это очевидно. Хотя часто бывает, что родители говорят одно, а делают совсем другое. Так поступают только неразумные родители. Например, некоторые полагают, что когда ребёнок совсем маленький, он ничего не видит и не понимает. Они могут устраивать ссоры и бесчинства у детской кроватки. А ребёнок в это время лежит и впитывает в себя всё, как губка. А когда он подрастает, они начинают удивляться: ведь вроде бы правильные слова говорили, а ребёнок ведёт себя как-то неправильно. Потому и ведёт себя так, что слова наши были простым лукавством. — Может, виноваты не только родители? Ведь большую часть времени дети предоставлены сами себе. — Родители всё равно должны находить время для того, чтобы заниматься ребёнком. Часто бывает, что родители поручают воспитание своих детей телевизору или игровой приставке. И даже не задумываются, какие программы дети смотрят по телевизору. Конечно, маленького ребёнка вряд ли заинтересуют боевики типа «Терминатора» или «Робокопа», но диснеевские мультики, например, «Том и Джерри», он обязательно посмотрит. И когда увидит, как кот запихивает бедную мышь в мясорубку и прокручивает её, то лучшей рекламы насилия и не надо. — Но ведь мышка-то остаётся жива. Американский хэппи-энд. — Главное не то, что мышка жива. А то, что при этом происходит и откладывается в памяти ребёнка. Был случай: дети младшего школьного возраста убили своего одноклассника. И когда их спросили, зачем они это сделали, они ответили: так ведь наши герои — черепашки-ниндзя — всегда так поступают со своими врагами. Будет правильно, если родители сами будут отбирать программы и фильмы для детского просмотра. Не мешало бы приучить ребёнка и к хорошей музыке, необязательно церковной, можно и классической. Например, к Баху, Бетховену, Моцарту… Можно увлечь их занятиями, связанными с физическими нагрузками. — Нужно ли силой заставлять ребёнка ходить в церковь? — Приведу пример одной православной семьи. Как-то ребёнок нашалил. И родители, собираясь в церковь, ему говорят: «Ты сегодня с нами не пойдёшь, потому что ты не заслужил этого». Ребёнка не нужно заставлять идти в храм Божий, он должен сам почувствовать необходимость этого. — Если в двух словах, то воспитать — это… — .... научить ребёнка бороться со своими желаниями, с самим собой. — Да, но существуют такие методики воспитания, по которым ребёнку всё позволяется. — А зачем неразумно и слепо перенимать эксперименты, которые, возможно, уже отвергнуты в других странах? Не лучше ли нам остановиться на традиционном воспитании, проверенном веками? Ведь дети — это не то, на чём можно экспериментировать. — А на чём основано русское воспитание? — На православии. А православие говорит такую вещь, с которой современный человек не согласится на 99 процентов. Современные люди говорят, что ребёнок рождается ангелом и только условия жизни делают его не ангелом, и поэтому позволяют ему делать всё, что заблагорассудится. А православие говорит, что человек уже рождается повреждённым и несёт в себе наследие всех тех страстей, которые наживались в предыдущих поколениях. И если бабушка с дедушкой были азартными людьми, стяжателями, то, скорее всего, эта страсть передастся и внукам. Их потомки уже рождаются с таким наследием и призваны с этим бороться. Воспитание как раз и нацелено на то, чтобы научить ребёнка бороться со своими желаниями. Сейчас принято высматривать в детях способности и стараться их развивать. Но часто мы видим только внешнюю сторону, забывая о внутренней, духовной. Например, умеет ребёнок танцевать, и мы отдаём его в балетную школу, тешим гордыню. А в результате он вырастает эгоистом и никого кроме себя не замечает. Подлинное воспитание основывается на том, чтобы сделать человека способным жить в этом мире. А для этого нужно научить его управлять своими страстями. М, к сожалению, очень мало знаем о прежнем воспитании. Но есть примеры, которые не мешало бы нам перенять. В прежние времена, когда люди жили общинами, в некотором смысле все дети были общими. Любой взрослый, если он видел, что ребёнок делает что-то непотребное, имел право сделать ему замечание, а иногда и применить более строгие меры взыскания. Если парень, не дай Бог, оскорбил старшего, с него снимали портки и пороли при всей деревне. У других уже не возникало желания вести себя так же. Это благотворно сказывалось на душах людей. А сейчас дети курят, пьют пиво, и никто не имеет права их усовестить. — Снимать портки и пороть… Но ведь это оскорбляет чувство собственного достоинства, так можно и сломать человека. А как же тогда воспитание во благо? — Нужно просто разумно ко всему относится. Вот вы заговорили о достоинстве… Мы часто путаем чувство собственного достоинства с гордыней. Человек должен иметь своё достоинство. Когда Христа ударил раб, Он не сказал ему: «Ударь меня ещё раз». Он спросил его: «В чём я не прав? А если я прав, то скажи, за что ты меня бьёшь?» Но другое дело, если человек превозносится над другими, считая, что он лучше, а другие хуже. И доходит до того, что он начинает отвергать всех остальных. Тогда это уже не достоинство, а гордыня. Есть высказывание одного святого отца: всё скорбное, бывающее с нами, бывает за превозношение наше. Христианское смирение — это не принижение и не забитость человека, а осознание того, что сам по себе, без Бога, он ничего не сделает, а с помощью Бога он кое-что ещё может. По сути, это и есть христианское подвижничество и воспитание человека в любви к ближнему, к Богу.
Виктория КРЕЦЮК
|
назад |