свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль Уральский автомобиль Уральский автомобиль
Суббота,
15 декабря
2001 г.
№ 141
Уральский автомобиль

ДАЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Первая котельная завода с «котлами Шухова».   КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

   Шл первый, самый трудный год войны. Враг уже стоял на подступах к столице. Требовалось срочно эвакуировать предприятия. В глубокий тыл, на Урал, потянулись эшелоны с оборудованием и людьми Московского автозавода. Среди них были и работники энергетической службы завода: А. М. Свищев, Н. В. Колбасов, М. Я. Махлин, Я. Я. Могилат, П. А. Кубраков, Н. Р. Степанец, И. Ф. Горбулин и многие другие.

   Н новом месте времени на раскачку не было. Строительная площадка одновременно была и действующим производством. По наружному контуру корпусов еще велись строительные работы, а внутри уже шли монтаж и отладка оборудования. Чтобы «вдохнуть» в технологическое оборудование жизнь, необходимо было в кратчайшие сроки ввести энергетические мощности.

   Втрудных условиях военного времени появились первые объекты будущей энергетической базы завода. Труд первых строителей, монтажников и энергетиков был поистине героическим, и сегодня поражает каждого из нас неимоверной самоотдачей. Зимой в считанные дни, пробиваясь через лес и горы, построили 18-километровую трассу ЛЭП-110 кв. За неделю была построена головная электроподстанция 110/35/6 кв. с тремя однофазными трансформаторами общей мощностью 20000 кв. В апреле 1942 года она уже была введена в эксплуатацию. Если вдруг при строительстве возникали какие-либо трудности, в частности, с нехваткой материалов, то обязательно искали и находили выход из любой ситуации. Например, при возведении подстанции возникла заминка из-за отсутствия бетона. Тогда руководитель стройки А. П. Копылов предложил соорудить фундаменты из железнодорожных шпал. Расчеты показали экономичность и надежность такого способа – объект был досрочно сдан.

   Првой заводской котельной были три паровоза (а затем пять), установленные стационарно. Благодаря им отапливались цехи и вырабатывался пар на производственные нужды. И только в 1972 году была построена настоящая котельная с «котлами Шухова».

   Дя обеспечения водой на берегу реки Миасс ( в районе нынешнего стадиона) была построена насосная станция.

   Вфеврале 1942 года в моторном корпусе были смонтированы три компрессора «Борец», производительностью 800 и 900 кубометров в час, подающие к станкам сжатый воздух.

   Сроящийся завод требовал оперативного решения многих вопросов. С этой целью была смонтирована и заработала первая коммутаторная установка внутренней телефонной связи. Обслуживали ее три специалиста-москвича: С. Н. Минаев, Г. И. Мочалин, Д. А Залипаев. Чуть позже в службу связи пришли А. И. Брыков и А. И. Рябинин.

   В1942-1944 годах шло бурное строительство заводских корпусов: первого и третьего литейных, инструментального, шасси, главного конвейера. Строились и развивались объекты энергетики. В ноябре 1943 года к уже имеющимся двум «котлам Шухова» добавились еще четыре по 3 тонн пара в час каждый. А позже вошел в строй котел «Бабкок-Вилькокс» производительностью 10-12 тонн в час. «С теплом положение улучшилось лишь к январю 1945 года, когда окончательно отладили работу котла «Бабкок-Вилькокс». С подачей мазута в цехи были большие трудности. Вот какая была обстановка в первые годы», — вспоминал начальник техчасти ОГЭ в те годы Л. И. Делятицкий.

   Чо и говорить — время было тяжелое. Необходимо было в самые сжатые сроки построить завод и начать выпуск продукции. Но люди жили не только производством, они ждали сообщений с фронтов. Поэтому руководство приняло решение о создании на заводе радиоузла. Было выделено помещение, приступили к монтажу аппаратуры. Вот что вспоминает об этом ветеран энергослужбы Г. Б. Соломович: «Было решено для ускорения начала работы радиоузла изготовить усилитель мощностью 50 вт своими силами. Первые радиоточки ставились тем, у кого были свои репродукторы (дома), в некоторые цехи и отделы завода. С подстанции 110 построили отдельную линию для питания радиоузла. И вот после этого приступили к восстановлению и монтажу привезенной аппаратуры.

   Н количество радиоточек очень быстро росло, а потребности в них конца края не видно. Стали изготавливать репродукторы своими силами, часть деталей делала «точная механика» инструментального цеха, остальное — на радиоузле. Пришлось делать второй усилитель на 50 вт.

   Вя аппаратура монтировалась самодельным электрическим паяльником (его обмотка была размером в полтора кулака). Наконец была смонтирована вся заводская аппаратура, и через некоторое время радиоузел заработал в полную силу. Оборудовали студию и начали вести передачи заводской радиогазеты. Помещение радиоузла знал весь город, сюда собирались многие, чтобы послушать сообщения с фронтов и разные новости».

   Вфеврале 1945 года на партийно-хозяйственном активе завода, подводя итоги минувшего года, главный инженер А. Л. Кацман сообщил, что «стоимость основных средств на предприятии по сравнению с 1943 годом удвоилась, возросли производственные площади, в номенклатуре программа выполнена». А ведь в этот период завод работал при наличии энергохозяйства, рассчитанного для автомоторного производства.

   Рст объемов по выпуску автомобилей невозможен был без дальнейшего развития энергетики. В 1946 году на подстанции «Автозаводская» пущен второй трансформатор «Британский». В середине 1945 года началось строительство кислородной станции завода, а ноябре следующего года она выдала первую партию кислорода. Рос завод, город, предприятию понадобилась мощная теплоэлектроцентраль и новая газогенераторная станция для испытания двигателей автомобилей. Работа по сооружению ТЭЦ вскоре была определена как первоочередная. В 1948 году развернулось строительство ТЭЦ, а в1951 году начал вырабатывать электроэнергию первый турбогенератор. ТЭЦ стала обеспечивать теплом и паром завод и центральную часть города.

   Продолжение следует.



назад


Яндекс.Метрика