свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 117 Уральский автомобиль Четверг, 23 октября 2003 г.


   Лшь память

   благодарная осталась

   35 лет назад справил новоселье вечерний автомеханический техникум

   Воктябре 1968 года первому директору Миасского вечернего автомеханического техникума А. Жидкову на бюро горкома партии сделали строгое внушение. А всё за то, что дал команду заехать в только что отстроенное на Предзаводской площади четырёхэтажное здание прежде, чем его приняла комиссия. И справедливо, считает Анатолий Тимофеевич. Вдруг бы какой-то строительный изъян обнаружился?

   А тогда директор, преподаватели и студенты (особенно 40-я группа старалась) из школы N№ 29, где прежде размещалось вечернее отделение, азартно перетаскивали в свежевыкрашенные аудитории мебель, учебные пособия, приборы.

   Оьга БЕЛЯКОВА

   Н случись этой авантюры, новоселье справили бы, как и намечалось, не раньше января будущего года. А так датой второго рождения вечернего автомеханического техникума считается 22 октября 1968 года

    С января того года он официально обрёл самостоятельность.

   Сбственно, события этого никогда бы не произошло, если бы не радикальное решение тогдашнего директора автозавода Виктора Алексеевича Гурушкина, подкреплённое соответствующим министерским приказом, — создать свой вечерний техникум, который бы занимался подготовкой кадров для Уральского автозавода. Острая потребность тогда существовала в квалифицированных специалистах среднего звена — технологах, мастерах, наладчиках, контролёрах, руководителях, которые были основной движущей силой производства. Производственный опыт многие из них уже имели, а вот образования не хватало.

   Ворая половина шестидесятых годов на заводе — время мощного рывка к техническому прогрессу. Почти в два раза вырос выпуск большегрузных автомобилей, в полтора раза — производительность, на 317 процентов — прибыль. Интенсивно шло техническое перевооружение. Уже серийно выпускался автомобиль «Урал–375», на базе которого создавалось целое семейство уральских грузовиков, новых модификаций машин. Среди них — седельный тягач «Урал–375С», трёхосный грузовик с двумя ведущими мостами «Урал–327», седельный тягач на базе грузовиков «Урал–377», «Урал–377С», самосвал повышенной проходимости «Урал–377В».

   Утём к тому же мощную тягу к знаниям тогдашней молодёжи. Да и хороший пример тоже бывает заразительным: почему моя подруга Валя, или мой друг Миша после работы на занятия бегут, а я что, хуже?

   Кличество претендентов на место в учебной аудитории заметно превышало возможности вечернего отделения Миасского автотехникума, который располагался тогда на улице Пушкина в старом городе. Филиал вечернего отделения квартировал то в одной школе центральной части города, то в другой. Поэтому можно понять эйфорию, охватившую новосёлов в том далёком уже октябре. Не раз вспоминали они добрым словом строителей. Активное участие в строительстве здания принимал начальник ОТО Борис Худяков.

   Вновом здании техникум занял два этажа, оставшиеся были отданы отделу технического обучения, где занимались рабочие, желающие повысить квалификационный разряд.

   Знятия, с учётом производственных особенностей, проводились в две смены — утром с девяти до часу, и вечером с шести до полдесятого. Специалистов готовили на отделениях «Автомобилестроение», «Обработка металлов резанием», «Литейное производство», позже открылось ещё одно — «Электрооборудование промпредприятий». Кстати, сейчас ни в одном среднем специальном учебном заведении города такого отделения нет: на электриков учатся в профтехучилище. К организации учебного процесса подходили гибко. К примеру, по просьбе прессовщиков появилась специальность «Ковочно-штамповочное производство». Возникла на заводе потребность — были подготовлены два выпуска по специальности «Металловедение и термообработка». Не хватало на предприятии знатоков финансового дела — организовали обучение бухгалтеров.

   Вте же годы в кабинетах и лабораториях появилось немало всевозможных приборов, действующих макетов станков, изготовленных руками самих студентов. Даже свою телестудию создали. К учёбе производственники (многие из них были уже обременены семьями) относились серьёзно и ответственно. Занятия старались не пропускать. Курсовые сдавали вовремя (а о том, насколько трудно совмещать работу и учёбу, напоминать лишний раз не стоит). И темы для дипломных проектов выбирали актуальные, которые можно было бы использовать в производстве. Завод, в свою очередь, не оставался в долгу — к праздникам, бывало. премировал — и тех, кто учился, и тех, кто учил.

   Пеподавателей Анатолий Тимофеевич подбирал лично. Критерии были строгие — чтобы и знание предмета было на высоте, и умение логично мыслить, хорошо говорить, ладить со студентами и коллегами. И педколлектив действительно был на редкость профессиональным. Многие пришли прямо с производства, знали завод.

   Ноценимую помощь в подготовке студентов оказывали ведущие специалисты завода, люди, чьи фамилии были у всех на слуху. В их числе главный металлург Николай Васильевич Богачёв, главный технолог Григорий Дмитриевич Коростин, заместитель главного энергетика завода Вячеслав Дмитриевич Колесов, главный бухгалтер Фёдор Иванович Пермяков, начальник лаборатории исследования автомобилей Виктор Александрович Ланге, технолог агрегатного производства Михаил Петрович Зуев, главный энергетик Юрий Николаевич Шрон, начальник техбюро Андрей Андреевич Панасько, ведущий конструктор СКБ Николай Васильевич Горбунов и другие.

   Вразные годы здесь преподавали: станки — Юрий Александрович Зеленов, основы резания металла — Татьяна Борисовна Ильина, сопромат — Нина Петровна Сабанская, технологию металлов — заместитель директора Михаил Иванович Беседин, техническую механику — Александр Николаевич Звездин,литературу — Людмила Павловна Трифонова, черчение — Ольга Григорьевна Мурашова, Евгения Ивановна Михеева, Людмила Александровна Иванова, математику — Галина Игнатьевна Наумова, экономику — Людмила Ивановна Кузнецова, политэкономию — Елена Николаевна Семёнова и Татьяна Николаевна Антипова, электродисциплины — Галина Николаевна Рогова, технологию машиностроения — Таисия Анатольевна Новожилова, механику — Галина Николаевна Зубова, электромашины и теоретические основы электротехники — Анатолий Григорьевич Федотов, бухгалтерский учёт — Татьяна Ивановна Сычинникова. Сам директор

   А. Жидков учил студентов металловедению. Заведующая библиотекой Надежда Петровна Лазарева была организатором ярких, запоминающихся техникумовских вечеров. Думается, наши читатели поймут, почему мы решили привести столь длинный список фамилий. Для тех, кто когда-то учился у них, дорог каждый их этих учителей.

   Могие заводские специалисты, высоко поднявшиеся по служебной лестнице руководители, с гордостью могут сказать о себе: «Я — выпускник вечернего техникума». Анатолий Тимофеевич Жидков мечтает когда-нибудь собрать этих людей в одном зале, чтобы высокое заводское начальство поблагодарило их за тот вклад, который они внесли в развитие завода. Ну, может быть, не в нынешний, так в будущий юбилей учебного заведения, которого в нашем городе не существует без малого пятнадцать лет. Оно как-то тихо исчезло, так и не исчерпав до конца свой богатейший потенциал. Слившись со временем с дневным техникумом, здание которого изрядно обветшало.

   Кгда-то в памятном октябре 1968 года Анатолий Тимофеевич вместе с начальником ОТО Борисом Павловичем Худяковым в честь новоселья пересадили в палисадник молодой дуб, привезённый из-под Уфы. Долго ухаживали за ним, поливали, рыхлили землю, чтобы необычное для наших широт дерево прижилось. Так и растёт оно там до сих пор. Символ вечной тяги к знаниям. Ностальгия и любовь. Память о невозвратном.

   Фто из домашнего архива А. Жидкова.

   Иан Викторович Ставцев, начальник управления сбыта:

   — Вечерний техникум у меня прежде всего ассоциируется с директором Анатолием Тимофеевичем Жидковым. Он и преподаватель прекрасный, и человек душевный, замечательный. Сама личность его многих сюда привлекала. Ещё мне нравились лекции А. Звездина, Г. Наумовой.

   Дём я работал водителем в сдаточном цехе, а вечером шёл на занятия. Знал, что знания мне обязательно пригодятся — я ведь никуда и никогда не собирался уходить с завода, и по сей день здесь работаю. Это моя жизнь, моя стихия.

   Ктати, вечерний техникум сыграл решающую роль в моей личной жизни. Именно здесь я встретил свою любовь, будущую жену — Людмилу. Получив диплом, уехал в длительную командировку в Ливию. И теперь, спустя почти двадцать лет, годы учёбы в техникуме вспоминаю с чувством большой благодарности к нашим преподавателям, с теплом вспоминаю всех, с кем учился.

   Вадимир Радиевич Круглов,

   начальник третьего литейного цеха:

   — В вечерний техникум я поступил по примеру отца, который работал на автозаводе мастером в литейке и в своё время окончил это учебное заведение. Сначала я учился на отделении «Автомобилестроение», а потом перешёл на другое — «Обработка металлов резанием». Запомнилась очень дружная творческая атмосфера, как в нашей группе, так и в техникуме в целом. Думаю, что всё это благодаря директору А. Жидкову.

   Ообенно яркое впечатление оставили преподаватели Ю. Зеленов, Л. Кузнецова, Л. Трифонова, Е. Семёнова, Г. Наумова и другие. Все самые интересные культмассовые мероприятия — дело рук нашего библиотекаря Н. Лазаревой.

   Пмню, с каким желанием все учились, как стремились к знаниям! В качестве дипломной работы мы с группой ребят оборудовали кабинет технологии машиностроения, восстановили действующие модели механизмов. Я, кстати, и жену свою убедил поступить в вечерний техникум, на бухгалтерский учёт. После окончания техникума я пошёл учиться на машиностроительный факультет ЧПИ, как и многие другие выпускники.

   Вталий Александрович Ерофеев, председатель профкома ОАО «АЗ «Урал»:

   — Хорошо помню, какую радость мы испытывали, когда переехали в новое здание. Там было светло, просторно, хотя помещение было ещё необжитым. Я в то время работал наладчиком в цехе шасси после окончания школы (тоже, кстати, вечерней) и службы в армии. Кто из преподавателей больше всего нравился? Даже выделить не могу: все были любимыми. Особую атмосферу культа знаний, доверительного и по-человечески тёплого общения между нами и нашими наставниками создавал, конечно же, директор — Анатолий Тимофеевич Жидков. Сочетать работу и учёбу было трудно, но учиться очень хотелось, это и помогало преодолевать усталость.

   А как весело мы, студенты, встречали праздники! Запомнился и выпускной вечер, который мы отмечали в кафе «Огонёк». Собрались выпускники и преподаватели. Годы учёбы в вечернем автомеханическом техникуме вспоминаю как самые лучшие в своей жизни.



назад


Яндекс.Метрика