свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 116 Уральский автомобиль Вторник, 21 октября 2003 г.


   46 лет с заводом

   Гворят, что многие наши задатки уже видны с детства. Один чуть ли не с пелёнок любит что-то мастерить своими руками, возясь с машинами, и внимательные родители, наблюдая за этим, в один голос ему пророчат карьеру автолюбителя или незаурядного водителя-испытателя, любовно относящегося ко всякого рода технике. Другой увлечённо выводит краской и кисточкой какие-то невиданные узоры и фигурки животных, третий обладает поистине феноменальной памятью и склонностью к точным наукам… Родители Ивана Никитовича Зенцова, заслуженного конструктора РФ, бывшего начальника КБ проектного отдела, а ныне почётного пенсионера, вряд ли обращали внимание на задатки своего сына. Семья была большая: пятеро детей, он самый младший. К тому же, время тяжёлое, военное. И потому о том, что ребёнок обладает незаурядной фантазией и склонностью к проектированию, никто не знал.

   Вра СТЕПАНОВА

   — Детство, говорите... — произносит Иван Никитович. — А было ли оно, детство-то? Я хоть и младший в семье, а взрослеть пришлось рано. Мне и восьми не было, как мать определила старших братьев в соседнюю деревню в пастушки. Деревня располагалась в двадцати километрах от дома. И вот, бывало, братья работают, а мне мать даёт поручение: «Снеси-ка им, Ванюша, бельишко». А ведь транспорта тогда не было никакого. Двадцать километров туда, двадцать километров обратно. И всё в один день. Идёшь. В лесу темно, страшно. Пока это их найдёшь в поле-то…

   Иан Никитович вспоминает, что в войну ему учиться не пришлось. В 1946 году его, уже 12-летнего подростка, определили во второй класс. Тяга к учёбе была неимоверной. Она и привела Ивана Никитовича в 1954 году в наш город. В то время в Миассе у него жил дядя, у которого семья также была большая: он с женой да четверо детей. Но в ней нашлось место и для паренька из глухой деревеньки.

   Влед за дядей Иван пришёл в модельный цех Уральского автозавода. Правда, работать ему там привелось недолго. «Зарплата небольшая, а жить-то как-то надо было». К тому же в то время он уже поступил на первый курс политехнического института. В то же время переходит на другую, более оплачиваемую работу — электромонтёром четвёртого разряда в литейный цех N№ 1. До сих пор Иван Никитович вспоминает, как получил первую зарплату. Для деревенского парнишки 900 рублей казались целым состоянием.

   — Так бы, наверное, и работал, — рассказывает он. — Но на третьем курсе института подходит ко мне мой однокурсник и говорит: что ж ты, Иван, так и будешь ходить в рабочих? Смотри, отчислят. Практика-то у тебя какая?

   Нмного поколебавшись, Иван Никитович идёт в проектный отдел, где, по словам товарища, требуется конструктор. Правда, сразу его туда не берут. На заводе происходят крупные перемены, которые касаются и проектного отдела. И Ивану Никитовичу предлагают немного подождать, пока не будут утверждены новые штатные единицы.

   А тут ещё и случается с ним неприятная неожиданность. Во время одного из заводских субботников Иван Никитович разгружает лом и, как-то неловко ухватившись за брусок, получает травму пальца. После чего его определяют на лёгкий труд: писать краской надписи на щите. За этим занятием и застаёт его начальник проектного отдела, признав в пареньке того самого, что интересовался новой вакансией.

   — Он меня как увидел, удивился, — говорит Иван Никитович. — Ты что, говорит, здесь делаешь? Я ему объясняю, мол, так и так, палец поранил, переведён на лёгкий труд. Переходи, говорит, к нам, у нас труд не тяжелее. Сколько ты у себя получаешь? 940. «Я тебе столько платить не буду, как специалист ты ещё, сам понимаешь, слабоват. Но рублей 800 выходить будет». Я согласился. Ведь надо же когда-то и по специальности начинать работать.

   Сновой профессией освоился быстро. После получения диплома его назначают начальником конструкторского бюро. Правда, поначалу он долго отказывается от новой должности, считая, что в отделе есть другие, более опытные и достойные, работники. Но впоследствии 27-летний молодой начальник поймёт, что должность эту он принял не зря.

   — В то время ведь на заводе происходили очень крупные изменения, — вспоминает бывший начальник КБ. — Строились новые здания, модернизировались цеха. На наших глазах завод превращался в новое современное предприятие. И принимать участие в его жизни было очень интересно.

   Сйчас Иван Никитович, наверное, уже и не вспомнит, сколько всего проектов ему и его сотрудникам удалось «довести до ума». Их было очень много. Реконструкция плавильного отделения в литейном цехе N№ 1, проектирование объектов на ЦТТ, пристроев электрокарного цеха, бытовых помещений цеха шасси N№ 2 и многое другое. Интересный проект был по цеху нормалей, где возникла довольно сложная ситуация. По технологии там требовался подвал с трубопроводами и вентиляцией, а строить его было нельзя из-за высокого стояния грунтовых вод.

   Ивот после долгих обсуждений и совещаний совместными усилиями технологов и строителей решено было обойтись без строительства подвала, расположив всё оборудование на первом этаже. А электролиты в запасные ёмкости перекачивать посредством фильтр-прессов. Иван Никитович вместе со своей группой занимался разработкой этого проекта. И даже получил довольно большую по тем временам премию — в размере 50 рублей.

   Её один проект, которым по праву гордится Иван Никитович, — проектирование склада серной аккумуляторной кислоты. Это, кстати, и один из самых сложных проектов. Потому что единственным учреждением, которое занималось в то время такими вопросами, был проектный институт, который располагался в Харькове.

   Нчальнику КБ не раз приходилось выезжать куда-то по долгу службы и выполнять работы, не связанные с его прямыми обязанностями. Например, в своё время Иван Никитович принимал участие в проектировании термического участка на Посевнинском заводе, а также проектировал участок ТВЧ на Челябинском заводе автоприцепов.

   З многолетний безупречный труд Ивану Никитовичу Зенцову было присвоено звание заслуженного конструктора РФ.

   Знцов — человек активной жизненной позиции. Кроме своей основной работы он выполнял ещё и обязанности начальника штаба гражданской обороны, был неосвобождённым членом заводской комиссии по предупредительному надзору, председателем цехового комитета. А в свободное время не прочь был посостязаться со своими товарищами и в турнирах по шахматам, занимая исключительно призовые места.

   Седи других увлечений, которым Иван Никитович отдавал предпочтение в те годы, были путешествия. Поездки на юг, пароходные круизы по Волге и Енисею… Благо, такие поездки в то время были весьма доступными.

   Длгое время Иван Никитович увлекался и фотографией. Любил снимать пейзажи, делал слайды. И часто по возвращении из очередного путешествия, собирая родственников и друзей, сопровождал свои рассказы демонстрацией слайдов и фотоснимков. Единственное, о чём он сейчас сожалеет, так это о том, что так и не сумел освоить портретную съёмку. Но в рабочем коллективе он делал и фотопортреты.

   Сйчас Иван Никитович на пенсии. Из прежних увлечений остались только книги и кроссворды. По его словам, он предпочитает приключенческую литературу. Старается также не пропускать интересные статьи в периодике. А когда позволяют силы, они вместе с женой отправляются в сад «Энергетик». Урожаи у них небольшие. Но «когда его собираешь, и душа радуется. Ведь своими руками выращено».

   Оталось только добавить, что Иван Никитович уже давно и счастливо женат. У него две взрослые дочери. Два внука и внучка, которых он безумно любит. И они отвечают ему тем же.

   14 октября, когда Иван Никитович отмечал свой 70-летний юбилей, за праздничным столом именинника собрались самые близкие и родные люди. Поздравляли его и в родном коллективе. Проходя по заводу 15 октября, он обратил внимание, что завод за последнее время сильно изменился. Стал как-то ухоженнее. И это порадовало ветерана.



назад


Яндекс.Метрика