свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 115 Уральский автомобиль Суббота, 18 октября 2003 г.

«ДОМА МАМА БЕЗ МЕНЯ СПАТЬ ЛОЖИТСЯ ТОЖЕ…»

   18 октября МГУ «Социальный приют для детей и подростков» исполняется восемь лет. Жители города, наверное, ещё не забыли, как всё начиналось: не совсем подходящее здание по ул. Макаренко, ремонт, формирование педколлектива… Сейчас, по прошествии этих лет, многое изменилось — приют располагается в здании бывшего детского сада в машгородке, более стабильно финансируется городом, в рамках областных и президентских социальных программ оборудован компьютерами, хорошей прачечной, караоке. Детям созданы все условия для жизни, обучения, развития, адаптации.

   Вобще, если зайти в приют, не сразу поймёшь, что это своеобразный «перевалочный пункт» для детей, по большей части успевших хлебнуть немало горя. Создаётся впечатление, что это санаторий — такая атмосфера царит здесь: чисто, уютно и предусмотрено очень многое. Карантин для вновь прибывших, классы для индивидуальных занятий, кабинет логопеда, музыкальный и тренажёрный залы, нашлось место и аквариуму. Есть даже морские свинки и кот, предпочитающий обретаться в бухгалтерии, несмотря на то, что поблизости столовая, больше напоминающая маленькое кафе.

   Сйчас здесь проживают 34 ребёнка от 4 до 17 лет, находясь под неусыпным вниманием сотрудников, и, конечно, главной «мамы» — директора Тамары Морозовой, которая умудряется всё успевать. И координировать работу коллектива, и держать на контроле важные вопросы, и найти доброе слово для каждого ребёнка, чьи имена и личные дела знает наизусть. Именно она показывала мне своё «беспокойное хозяйство».

   — Попадая к нам, ребёнок первым делом отправляется на карантин, где его осматривает врач и производится забор анализов. Пока они не готовы, новенький не общается с другими детьми, а взрослые помогают ему освоиться. Когда же становится известно, что инфекционных заболеваний у ребёнка нет, он переселяется на второй этаж. У мальчиков и девочек свои комнаты, причём у старших и младших разные спальни. Режим тоже зависит от возраста — младшие днём спят, старшие учатся. Все ходят в кружки и секции — музыка, рисование, бассейн, коньки, шахматы. Дети ни в коем случае не замыкаются в стенах приюта.

   — В чём принципиальное различие между детским домом и приютом?

   — В детдоме находятся дети-сироты и те, чьи отцы и матери лишены родительских прав. У наших же воспитанников как раз решается судьба. Кто-то вернётся к родителям или родственникам, кто-то окажется на попечении государства. Но здесь ребёнка вылечат, будет готов пакет его документов, оформлены все пособия. Также определят, способен ли он учиться в обычной школе, или ему необходимо индивидуальное обучение. Ребёнок чаще всего попадает к нам через отдел опеки и попечительства, инспекцию по делам несовершеннолетних, порой приводят люди, видящие, что нельзя оставлять его у родных. Бывает, что дети просятся к нам сами — пока никому не отказывали.

   Ктому же, в приют попадают не обязательно из трудных семей. Бывает, что у родителей возникают серьёзные проблемы со здоровьем, когда требуется лечение в другом городе, а о ребёнке некому позаботиться. Или временные финан-

   совые сложности — потеря работы, последствия пожара в доме. Тогда родитель приводит ребёнка сам, а спустя какое-то время забирает. Когда в семье уже порядок, у ребёнка есть еда, одежда и возможность посещать школу, он возвращается. А вот если малыш попадает через специальные органы, вернуть его домой не так-то просто. С семьёй проводится работа, и родителям приходится долго доказывать — в том числе и отношением к ребёнку — что они достойны называться мамой и папой. Если родители действительно осознали свои ошибки, приходят навещать сына или дочку, просят разрешения забирать их на выходные и стараются вести приемлемый образ жизни, есть шанс своё чадо не потерять.

   — Вы в курсе жизни ребёнка после того, как он покинет приют?

   — Да, особенно, если он вернулся в проблемную семью. Тем, кто покинул приют по возрасту, помогаем устроиться. Недавно определили девочку в училище, город дал ей комнату в общежитии. Вообще, у нас по большей части просто запущенные дети — в школу их не посылали, никто о них не заботился. Всё это легко исправить. А вот юные токсикоманы с девиантным поведением и те, кто по заключению специальной комиссии не могут учиться в обычной школе, требуют больше внимания.

   Вприюте хорошо, возможно, даже лучше, чем дома — никто не пьёт, не ругается, есть одежда и еда, добрые люди. Но семья есть семья, и ребёнка всё равно тянет к маме, какая бы она ни была. Воспитатели это понимают и стараются убедить детей, что родителей стоит простить, об этом же говорит и батюшка, ведущий уроки духовного воспитания.

   — Не думайте, что наши дети чем-то отличаются от обычных. Такие же. И смеются, и плачут, и влюбляются, — улыбается Тамара Борисовна, — наши мальчики в городских девочек, городские мальчишки в наших старших красавиц. Они их ко мне знакомить приводят. Я давно сказала, что если живёшь в семье, знакомь кавалера с мамой. Сейчас я вместо неё…

   Дйствительно, вместо неё. Сама видела, как по коридору к ней бежали пришедшие из школы девчонки. Каждой хотелось поговорить, поделиться, попросить совета. Не работают с детьми случайные люди. В этом приюте тем более — и весь коллектив душой болеет за воспитанников, и педагоги школы N№ 25, где учатся дети, и отдел опеки и попечительства, с которым тесно сотрудничает приют. Как же иначе. Сейчас вот детям праздник готовят.

   — Утренник для нашей оравы будет. Наверное, спонсоры опять помогут — «Пожтехника», «ЮУСТ», «Уралнефть», многие частные предприниматели. Нас всегда выручают. Спасибо всем от меня и детей…

   


Юлия БУЦИК



назад


Яндекс.Метрика