свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 108 | Четверг, 2 октября 2003 г. | |
ЛИШЬ БЫ ЖИЛ РОДНОЙ ЗАВОД — Я родился в Золотом Кольце, — говорит Валентин Витальевич Головцов, заместитель начальника отдела перспективного развития завода. Уникальные храмы и памятники культуры и истории, которыми весь мир восхищается, именно под таким названием значатся в различных справочниках и путеводителях. Миасс от Костромы, конечно, далеко. Именно сюда, на Урал, перебралась семья Головцовых в 50-е послевоенные несытые годы. Это ведь мы всю жизнь тем, кто географически ближе к Москве, завидовали — колбасу, мол, вдоволь едят, благами цивилизации пользуются. А им Урал тогда показался сущим продовольственным раем. Кпили дом на городской окраине, которую старожилы до сих пор Пензией называют, и стали обживаться. У Валентина, тогда только отслужившего в армии, за плечами был Шарьинский техникум механизации, где он получил диплом специалиста по автомобилям и тракторам. Куда же ему было пойти, как не на автозавод. Не смутило паренька, что приёма на предприятие, престиж работы на котором к тому времени вырос невероятно, не было. Нормально воспринял и то, что его, специалиста-технолога, направили слесарем-сборщиком на главный конвейер. Выросший в семье, где кроме него было ещё трое детей, новичок не боялся никакой, даже самой трудной работы. В то время завод выпускал «Урал-355М». И трёх месяцев не прошло, как его уже пригласили инженером-технологом в техбюро цеха. Решение по этому поводу, посоветовавшись, выносили начальник техбюро главного конвейера Владимир Михайлович Галанов, начальник цеха Василий Андреевич Бусс, главный технолог завода Семён Юльевич Фельзенштейн. Влентин Витальевич не из тех людей, что любой ценой делают карьеру и ведут счёт начальственным креслам. Он и в Ленинградский политехнический институт поступил не потому, что вузовский диплом открывал путь в руководители. Велика была тяга к знаниям. А учился заочно, так как не хотел материально обременять семью: отец вернулся с фронта инвалидом, и всё хозяйство лежало на плечах мамы. К тому же родители были уже в возрасте. Ивсё же по служебной лестнице Валентина Головцова продвигали. Будучи из тех людей, что сердцем прикипают к своей работе и к товарищам, с кем связывает общее дело, он при очередном повышении испытывал стресс. Но тогда долго уговаривать сотрудника было не принято: всё решалось приказом вышестоящего. В1964 году завод начал крупносерийный выпуск автомобилей «Урал-375». И Валентина Витальевича перевели старшим инженером-технологом в ЦОП–3. Затем он стал заместителем начальника техбюро нового цеха испытания и сборки автомобилей. А как только спустя три года началось строительство сдаточного цеха, был назначен начальником техбюро. Пришлось вникать и в тонкости строительного дела, существенно корректировать проектно-сметную документацию. До сих пор с Николаем Дмитриевичем Швырёвым, в то время начальником строительного участка, их связывают дружеские отношения. Зтем довелось руководить техбюро объединённого цеха сборки и сдачи автомобилей. А самым ярким периодом своей трудовой биографии Валентин Витальевич считает участие в проектировании нового главного конвейера в главном корпусе завода, где приходилось задействовать не только потенциал теоретических и практических знаний, но и проявлять чудеса изобретательности. Даже в командировку к коллегам на ЗИЛ съездить, так как исчерпывающих консультаций не мог дать и знаменитый «ГИПРОАвтоПром». Вто время В. Головцов работал уже заместителем начальника ПТО — им руководил всем известный на предприятии Валентин Маркович Коган. А когда тому пришла пора уходить на заслуженный отдых, он сам рекомендовал заместителя на своё место. Введении отдела — разработка технологической части проектов для размещения производства новой автомобильной техники, ведение генплана завода, разработка проектно-сметной документации на строительство заводских корпусов — и это далеко не полный перечень функций одной из самых ответственных служб уральского автогиганта. Гловцов считает, что ему вообще повезло на общение с корифеями завода — тот же Валентин Маркович Коган, бывшие директора завода Михаил Осипович Рязанов, Виктор Васильевич Трубеев, отец и сын Брюгеманы… Памятный эпизод. При сборке первого автомобиля «Урал-4320», где присутствовало заводское руководство, костюм Валентина Витальевича оказался изрядно подпорчен маслом, вылившимся из системы рулевого управления, — не удержался и сам полез что-то показывать сборщикам. Брюгеман–старший, в то время заместитель главного инженера, полушутя пообещал убыток компенсировать. И выписал-таки 60 рублей на новый костюм. Сйчас Валентин Витальевич Головцов работает заместителем начальника отдела перспективного развития завода. Награждён бронзовой медалью ВДНХ за снижение металлоёмкости автомобиля. Ветеран Министерства автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения. А ещё он — заслуженный машиностроитель Российской Федерации. Звание это ему Указом Президента страны было присвоено в 1998 году. Жну его тоже, кстати, зовут Валентиной. Они вырастили сына — Сергея и двух дочерей — Ларису и Ирину. Сейчас у них трое внуков — шестнадцатилетний Юра, четырнадцатилетняя Наташа и первоклассница Танечка. А сколько близких родственников из разных ветвей семейства Головцовых связали свою судьбу с автозаводом — и не счесть. Слово «династия» к ним вполне применимо. А у завода, считает Валентин Витальевич, будущее всё же есть. Вопреки всем прогнозам и утверждениям, что, мол отечественное автомобилестроение не выдерживает конкуренции с признанными зарубежными фирмами. Нужно интенсивнее осваивать новую технику, зарабатывать деньги, снижая себестоимость непомерно дорогого автомобиля, более гибко работать с целевыми заказами, а не на «горку», под завязку заполненную нынче машинами. Завод для него — что детище родное. За него у Валентина Витальевича Головцова, которому 2 октября исполнилось 65 лет, всегда будет душа болеть. Такое уж это поколение.
Ольга БЕЛЯКОВА
|
назад |