свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 103 Уральский автомобиль Суббота, 20 сентября 2003 г.

КОЛёСНАЯ ФОРМУЛА АДРЕНАЛИНА

   Крреспондент «Челябинского рабочего» побывал

   на заключительном этапе чемпионата Европы по трак-триалу

   Оьга АЙЗЕНБЕРГ

   г. Войтсберг, Австрия

   Кк мы уже сообщали, в первый уик-энд сентября в австрийском городке Войтсберге завершился 13-й чемпионат Европы по трак-триалу. Вместе с четырьмя десятками экипажей из Германии, Австрии, Нидерландов, Франции, Великобритании, Чехии, Испании в нём участвовала команда автомобильного завода «Урал» — единственная не только из России, но вообще из всех постсоветских стран.

   Ксожалению, нынешний чемпионат оказался для неё менее удачным, чем прошлогодний.

   В2002-м оба наши экипажа стали чемпионами: Валерий Князев и Иван Болотов на автомобиле «Урал-4320» — среди грузовиков с колёсной формулой 6х6, Александр Жмаев и Сергей Петелин — на «Урале-5432301» с колёсной формулой 8х8. Нынче и те, и другие пришли к финишу третьими.

   

   «Уралы»

   в предгорье Альп

   Д прибытия на юг Австрии многонациональная компания триальцев, подобно цыганскому табору, за четыре месяца исколесила пол-Европы. Стартовав в начале мая в австрийском Роппене, где проходил первый этап «Европа-трак-триала-2003», спустя четыре недели чемпионат продолжился на итальянском острове Сардиния, потом — во французской деревушке Монталье, в немецком Оснабрюке, венгерской столице Будапеште. А завершился опять же в Австрии.

   Лгерь трак-триальцев располагался километрах в полутора от Войтсберга. Здесь было и стойбище стальных коней всевозможных мастей, и вся необходимая инфраструктура, тоже преимущественно на колёсах: трейлеры для жилья, передвижные автомастерские, душевые, туалеты — Европа привыкла путешествовать с комфортом.

   Пследний, шестой этап чемпионата по традиции начался с парада автомобилей на центральной площади города. По такому случаю стражи порядка перекрыли движение, перед ратушей уселись музыканты в старинных одеждах, а на тротуары высыпал весь городской люд, оставив ненадолго бокалы со своими «будвайзерами», «францисканерами» и прочими марками пива. Проехав на полной скорости сотню-другую метров, «Унимоги», «Уралы», «Татры», «Ивеко», «Магирусы», «МАНы», «Штайеры» и примкнувшие к ним «Скания» с «Мерседесом» выстроились бок о бок, тут же став достоянием вездесущих мальчишек и любопытствующей публики. (Кстати, список автомобилей-участников составлен по степени задействованности в триале.

   Вэтом наш «Урал» уступает лишь «Унимогу» фирмы «Мерседес-Бенц»: на изготовленных в Миассе грузовиках ездит не только автозаводская команда, но также три команды из Германии и две — из Австрии.)

   Вйтсбергцы не оставляли наших земляков своим вниманием. Средних лет фрау попросила у Александра Жмаева автограф, усатый господин почтенных лет нырнул под раму «Урала-5432301» и начал со знанием дела рассматривать ходовую часть.

   — Нас, — пояснил Александр, — в Европе знают лучше, чем на родине. Когда по автобану едем, полицейские машут рукой, кричат: «О, триал, русские!»

   Мстная публика столь активно интересовалась машинами, что у одного из нас появилась идея породнить Войтсберг с Миассом — у нас тоже весь город сбегается смотреть трак-триал.

   

   Тиал грязи найдёт

   Пи первой же встрече с российскими журналистами, благодаря автозаводу «Урал» побывавшими на заключительном этапе европейского чемпионата, Вадим Павлов забраковал наши туфли, кроссовки и кеды. Сам он уже не первый год триалит в одних и тех же ботинках, собравших на себя пыль всей Европы. А механик Николай Белов суёт ноги в кирзачи – самую что ни на есть триальскую обувь.

   — Завтра, — предупредил Вадим, — будем ездить в карьере, в котором добывают бурый уголь. Тут недавно ливневые дожди прошли, так что последствия налицо — грязь, подвижка грунтов, селевые массы.

   Врочем, наутро оказалось, что тёплое сентябрьское солнышко и ветер сделали свое дело — грязи почти не было. Но передвигаться по склонам приходилось с опаской: мягкий грунт осыпался под ногами, в нём виднелись трещины глубиной в несколько метров. Зато в секциях грязи хватало. Машины скользили по косогорам, месили колесами грунт, зарывались в него «по самое не могу». «Уралу-5432301» пришлось вытаскивать застрявший на спуске грузовик «Ивеко». В образовавшийся провал упал один из двух экскаваторов-эвакуаторов.

   Пред входом в одну из секций к «Уралу» Жмаева-Петелина подгребла съёмочная группа австрийского телевидения. Ребята ворчали: принесла нелёгкая! (Вспомнили, как во Франции им в кабину установили телекамеру, а машина возьми да и завались на бок.) Но недовольства своего не показывали. Напротив, Саша Жмаев подобрал сломанную вешку, принялся счищать грязь с колёсных дисков. Телевизионщики записали несколько дублей и ушли. А «Урал» подтвердил дурные предчувствия: экипаж хотел сэкономить время, а вышло наоборот – только потерял его, елозя по склону.

   

   Зак «беды»

   Ворой день соревнований Валерий Князев и Иван Болотов начали со сравнительно несложной секции. Согласно очерёдности, они выступали первыми. Первым всегда труднее – колеи еще нет, как и возможности понаблюдать за соперниками, учесть их опыт прохождения ворот. Но наш экипаж, накануне показавший четвёртый результат в своей категории, справился с препятствиями нормально. Вадим Павлов при этом философски заметил: «Если бы они лидировали, сегодня им такую бы «беду» подсунули...»

   «Беда» досталась экипажу Александра Жмаева и Сергея Петелина — крутейший спуск по скользящему грунту и стоящее на пути дерево. Пилоты и водители всех шести машин, выступающих в категории С5, долго мерили секцию ногами, выбирая оптимальный маршрут. Наш экипаж выступал третьим, сорвал аплодисменты и показал остальным, как лучше выезжать из секции — задним ходом. Так потом все и делали.

   Втот день соревнования закончились на час раньше — впереди была долгая процедура награждения. Бросалось в глаза, что ребята наши сильно устали: в своих фирменных жёлтых футболках они смахивали на выжатые лимоны. А Иван Болотов и Валерий Князев злились на организаторов. Желая потрафить лидирующему в категории С4 австрийскому экипажу, те сделали все от них зависящее, чтобы не позволить остальным отыграться: секции давали несложные, соревнования закончили за полтора часа до назначенного срока. На просьбы пилотов и штурманов о замене секций отвечали отказом.

   — Не триал, а фигурное вождение, — кипятился Иван.

   Иточник их расстройства — выступающий на «Штайере» австрийский экипаж — заслуживает отдельного разговора. Его пилота наши земляки прозвали «дедушкой Штайером», хотя настоящее его имя — Хельмут Крепфель. Прозвища он удостоился за солидный возраст: Хельмуту 66 лет, он старше всех участников. А ещё интересен тем, что очень богат. Говорят, будто по количеству денег он — второй человек в стране. И вот этот австрийский олигарх преклонных годов ежегодно на шесть–семь уик-эндов облачается в красный комбинезон и садится за руль своего «Штайера». Выступает успешно: в прошлом году в категории С4 был вторым, в этом стал чемпионом.

   Мшины и люди

   Оин из журналистов искренне удивлялся: мол, почему это триал как вид спорта зародился в Германии, а не у нас, где-нибудь в Тюмени или на Колыме, где вместо дорог – одни направления? Да потому, что в ухоженной Европе, где всё отлажено и чётко регламентировано, человек нуждается в адреналиновом выхлопе. Потребность в экстриме эксплуатируют фирмы, производящие автомобили и комплектующие. Для них триал – некий промо-спорт для демонстрации потенциала выпускаемой техники.

   ВВойтсберге мы смогли убедиться, насколько популярен триал у европейцев. Среди десятков тысяч зрителей были и дамы на сносях, и одноногий инвалид с двумя костылями, и мужчина с загипсованной ногой. Аплодисментами награждали не только своих – поощряли всех, кто ловко и красиво преодолевал опасные препятствия. А больше всего – тех, кого постигла неудача. В первый день соревнований самая трудная секция досталась «Унимогам». Миниатюрные машинки сыпались со склона одна за другой, как горох. Единственный на чемпионате дамский экипаж (пилот – 32-летняя толстушка Анжелика Фолькеринг, штурман – 53-летняя фрау Рената Поршман) умудрился даже «свечку» сделать: въехав в дерево, встал на капот, потом перевернулся на крышу.

   Нт, не случайно Германия стала великой автомобильной державой: страсть к машинам немцы впитывают с молоком матери. Разве могут быть равнодушными к автомобилям дети Фолькеринг и Поршман? Есть у немцев и смешанные экипажи: чемпионами 2003 года в категории С5 стали брат и сестра Хайденрах. В этой же категории второе место досталось единственному экипажу из трёх человек. Рональд Борманн в нём – за пилота, а его жена Рита выполняет функции… бухгалтера, подсчитывает штрафные очки. В кабине её кресло крепится между головами пилота и штурмана, так что снаружи видны только болтающиеся Ритины ноги. Глядя на их «МАН», зависший перед спуском с крутого склона, наши ребята перебросились между собой парой фраз:

   — Жена сидит?

   — Сидит.

   — Ну ты погляди, ничего святого у мужиков нет!

   Итересный факт: большинство участников триальских баталий – непрофессионалы. Среди них есть и торговый агент (Рональд Борманн), и домохозяйка (его жена Рита), и руководитель цеха (Удо Хайденрах), и хозяйка предприятия (его сестра Беата), и коммерческий директор (Хельмут Крепфель), и воспитатель, и технолог по приготовлению пищи, и менеджер… Когда случалась серьезная поломка, соперники нередко бежали к водителям-испытателям автозавода «Урал». И те делились запчастями, помогали с ремонтом. Иван Болотов, к примеру, несколько раз чинил «Урал», на котором выступает команда «Айгнер» из-под Мюнхена.

   

   Дмашнее задание

   — После того, как в прошлом году мы стали чемпионами, отношение к нам сильно изменилось, — подвёл итоги «Европа-трак-триала-2003» Вадим Павлов. – Нас и раньше держали за сильных соперников, но нынче сопротивление ужесточилось, конкуренция усилилась, появились новые участники на более современных автомобилях. Я имею в виду Удо и Беату Хайденрах на «Мерседесе». Этот автомобиль более современной конструкции имеет форсированный двигатель и все необходимые качества, чтобы побеждать.

   Масцев начали прессинговать с первых дней чемпионата. Заметив, что благодаря гибкой раме «Урал-542301» легко, словно гусеница, обтекает все неровности, организаторы заставили заварить разрезанную посередине платформу. (Причём об этом требовании уральцы узнали перед самым началом первого этапа: оно содержалось в полном тексте регламента, изложенном на немецком языке, в англоязычном его не было.) В результате возможность закрутки рамы была резко ограничена, машина стала вести себя иначе. Раньше она свободно двигалась по откосу – можно было коснуться земли вытянутой из кабины рукой. А теперь сразу начинается отрыв колёс. По этой причине во Франции впервые за пять лет участия в триале грузовик Александра Жмаева упал на бок.

   Ннешний чемпионат вновь показал, что главная проблема «Урала» — повышение надёжности конструкции ведущих мостов. От неё берут начало все остальные – и с углом поворота передних, управляемых колес, и с маневренностью автомобиля. Если добьёмся увеличения надёжности и маневренности своих внедорожников, обеспечим себе европейское лидерство. Но это уже – домашнее задание для конструкторской службы АЗ «Урал».

   Фто автора.



назад


Яндекс.Метрика