свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 103 Уральский автомобиль Четверг, 18 сентября 2003 г.

ВЛАДИМИР НОВИК: «У РОССИИ ЕСТЬ ШАНС НА ХОРОШИЙ ГРУЗОВИК»

   Чловечество любит разбивать собственную жизнь на временные отрезки. Разделение в той или иной форме ему просто необходимо. Закончив один этап, можно подвести его итоги и наметить цели на будущее. Причём, менталитет и исконные традиции здесь совершенно ни при чём: свою жизнь планирует и африканский сборщик фруктов, и европейский промышленник.

   Уавтопрома любой страны тоже есть свой календарный год. Только начинается он не в ночь с 31 декабря на первое января, под звон бокалов и бой курантов. В любом государстве мира, которое может похвастаться собственной автомобильной промышленностью, анализ жизнедеятельности предприятия проводится от одной крупнейшей выставки страны до последующей. Россия — не исключение. О том, что сделано в отечественном автопроме и что ещё будет сделано, принято говорить в августе и сентябре — когда в Москве проходит крупнейший автомобильный форум страны: «Автосалон» или «Мотор-Шоу». Сегодня — самое время представить в перспективе автомобильный завод «Урал» — с помощью генерального директора предприятия Владимира НОВИКА.

   М хотим остаться лидером

   — Владимир Леонидович, московский «Автосалон» нынешнего года завершился, продемонстрировав всему миру современный пульс отечественного автопрома. Каков он, на Ваш взгляд?

   — «Автосалон» ещё раз подтвердил, что российский автопром динамично развивается. В нынешнем году в Москве было представлено очень много новинок, и недаром в ряде номинаций отечественные автомобили признавались лучшими. Легковой автопром — это отдельный разговор, и мы не будем его касаться. Если говорить о грузовиках, то я считаю, что российские предприятия недаром получают призы в тех или иных номинациях. Будущее у грузового автомобилестроения нашей страны есть. Это в Восточной Европе не осталось ни одного независимого от иностранных фирм предприятия, как ни прискорбно об этом говорить. У России есть шанс на независимость, есть шанс на хороший грузовик.

   — Каков, по Вашему мнению, результат участия автомобильного завода «Урал» в «Автосалоне»?

   — Во-первых, автомобильный завод «Урал» выставил свои образцы под общей крышей «РусПромАвто», что уже само по себе говорит о холдинге как о большой целостной компании. Во-вторых, мы представили неплохие образцы, которые показывают общую динамику развития предприятия. То, что было представлено на выставке, и то, что сделано за год — это не просто незначительное движение вперёд. Мы кардинально изменили конструкцию серийного автомобиля и сделали это для того, чтобы оставаться лидерами в классе полноприводных грузовиков.

   — Можно привести конкретные примеры…

   — С начала нынешнего года мы по полной производственной программе выпускаем автомобили, оснащённые двигателем «Евро–2». На сегодняшний момент 100 процентов наших грузовиков оснащаются антиблокировочной системой. Причём, в этом направлении мы работаем и с фирмой «Кнорр-Бремзе», и с «ВАБКО». Также есть отечественный аналог — для Министерства обороны России. Кроме того, с апреля текущего года на наш автомобиль, который будет использоваться под монтаж спецтехники, можно заказать усиленные мосты. Благодаря этому грузоподъёмность «Уралов» сегодня уже реально повысилась. Мы также продолжаем работу над повышением комфортности автомобилей. С июля серийно выпускаются «Уралы» с традиционной капотной кабиной, которая имеет подрессоренные сиденья, регулируемую рулевую колодку, более высокий потолок и т. д. Причём, цена автомобилей с кабиной улучшенной комфортности не выше серийных грузовиков.

   — Между серийными «Уралами», которые сходят с главного конвейера предприятия, и теми, что были представлены в Москве — большая дистанция?

   — Самое главное заключается в том, что все грузовики, представленные в Москве, сегодня являются продаваемыми. Если в прошлом году завод демонстрировал в столице опытные образцы, то в нынешнем — технику, которую можно уже купить. Каждый из представленных автомобилей имеет свои отличительные особенности. «Урал–555741–44» с новой капотной кабиной — это резкое повышение комфортности и эксплуатационных качеств. Спецшасси — это особый сектор рынка. Оно предназначено под монтаж различных установок, который невозможно было по тем или иным причинам выполнить на серийном шасси. Сегодня эти вопросы решены. Автомобиль «Урал–IVECO» — это результат нашего сотрудничества с известным итальянским концерном. По всем автомобилям, представленным в Москве, проведён полный комплекс подготовки и, хочу ещё раз подчеркнуть, их можно реально приобрести.

   — На московском «Автосалоне» авторитетный журнал «КомТранс» провёл свой традиционный конкурс. Напомним, что в прошлом году действующий ходовой макет «Урала» был признан лучшим внедорожником страны. На этот раз самосвал «Урал–555741–44» занял в этой номинации третье место. Хорошо это или плохо?

   — В основном, оценка образцов шла, исходя из новизны. Мы в прошлом году представили такой образец — получили первое место. Представители КамАЗа посмотрели наш новый капотник и сказали: «У вас есть, чему учиться». Научились. В нынешнем году Кам-АЗ продемонстрировал свой новый вариант капотного автомобиля, который, я считаю, вполне заслуженно победил в конкурсе. Для нас же третье место, которое занял самосвал «Урал» из 13 автомобилей, — это продолжение пути вперёд. Значит, завод выпускает продукцию, которая станет востребованной.

   — Какова результативная часть выставки двойного применения, которая перед открытием «Автосалона» проходила в Бронницах?

   — Результативная часть одна — автомобильный завод «Урал» продемонстрировал в Бронницах свою солидность. Дополнительным подтверждением этому стало выступление наших экипажей в соревнованиях по трак-триалу. Первые места в личном и командном зачётах для нашего предприятия очень важны.

   Безусловно, мы встречались с высшим военным руководством. Речь идёт о дополнительной закупке автотехники уже в этом году. Но самое главное заключается в том, что принято решение о проведении в ноябре технического совещания по военной тематике в Миассе, на базе автомобильного завода «Урал».

   ВБронницах высшие армейские чины сделали заявление о том, что впредь унификации модельного ряда грузовиков будет уделяться повышенное внимание…

   Эо новая стратегическая задача, которую необходимо выполнить в период до 2010 года. При создании нового унифицированного семейства предстоит очень большая работа. И мы заявили о том, что будем в ней участвовать.

   Рзвитию мешают

   традиции

   — Бытует мнение, что отечественный автопром в настоящий момент развивается на достижениях минувших лет. Дескать, пройдёт ещё лет пять, и удивлять потребителей уже, откровенно говоря, станет нечем. У Вас есть что на это возразить?

   — Дело в том, что Россия сильна своими традициями, в том числе и тогда, когда речь идёт о мышлении. В своё время, когда я пришёл на Уральский автозавод молодым специалистом, на каждой автобазе Миасса было полно «Уралов». Причём, аналогичная тенденция наблюдалась по всей Челябинской области. Сейчас ни одна автобаза не покупает «Уралы», потому что их руководство научилось считать деньги. Для потребителей «Урал» — это, прежде всего, армейский внедорожник, который работает в экстремальных условиях. Но жизнь-то меняется…

   Нша страна в настоящий момент переживает тот этап, который страны Восточной Европы уже прошли. Суть этого этапа заключается в бурном развитии малого и среднего бизнеса. А реальность такова, что малому или среднему предпринимателю нужен совершенно другой грузовик. Вместе с тем нужно отдавать себе отчёт в том, что задачу повышения валового продукта в два раза, поставленную Президентом России, невозможно будет решить без развития малого и среднего бизнеса. Получается замкнутый круг, потому что наш автопром не хочет свои традиции нарушать и перестраиваться. Именно поэтому у нас в стране возникает автомобильный вакуум. Хорошо, что «ГАЗели» заняли определённый сегмент рынка, предназначенный для малого предпринимательства. Что касается среднего бизнеса, то для него сегодня в России автомобиля нет. Поэтому в настоящий момент в нашей стране «Бычок» — грузовик, как это парадоксально ни звучит.

   — Действительно парадоксально. Предприятия российского автопрома ежегодно демонстрируют множество новинок, перспективных разработок и опытных образцов, но в то же время не способны удовлетворить запросы конкретного потребителя. Почему?

   — Как всегда, дело в русских традициях. Долго запрягаем, но быстро едем. Наш автопром долго думает над тем, что традиции надо менять, а потом «рисуем» сразу десять автомобилей и обещаем через два года освоить их производство. Ни одна западная компания не может развиваться такими темпами, поэтому и нам никто не верит.

   

   Зпадный автомобиль нам не подходит.

   Н структура сгодится…

   — И в чём же выход, на Ваш взгляд?

   — Надо традиции разрушать: постепенно выстраивать общую политику, чётко представлять, как будет развиваться рынок, и наконец-то прийти к пониманию того, что Россия — очень большая страна, в которой трудно создать гамму автомобилей, абсолютно одинаково хорошо подходящую для всех регионов. Причём, при решении последней задачи нельзя смотреть на Запад. Их автомобили нам не подходят.

   — Те замечания, которые Вы высказали к отечественному автопрому, к автомобильному заводу «Урал» также

   относятся?

   — У нас — то же самое. 2002 год начали с того, что «нарисовали» себе огромную гамму продукции, а в дополнение к ней — широкомасштабные программы, как мы освоим её выпуск. И при этом совершенно забыли, что наш завод имеет одиннадцать тысяч единиц оборудования, средний возраст которого — более тридцати лет; что у предприятия — жёсткие линии и технологии.

   Автомобильный завод «Урал» должен стать эффективным бизнесом — это факт. Но это только одна сторона медали. Вместе с тем наше предприятие должно стать гибким и современным. А, в свою очередь, современным оно не может стать с оборудованием старше тридцати лет.

   Сгодня пересматриваем свои взгляды на вещи, и делаем это «с колёс». Мы опаздываем, потому что идёт уже третий год самостоятельной работы автомобильного завода «Урал». Пройдя такой период, фирма должна уже твёрдо стоять на ногах. А мы пока только определяемся. Вот в чём состоят наши сложности и наши проблемы, которые «аукаются» заводу через потребительский рынок. Хотя, следует заметить, мы вовремя сформулировали задачи по реструктуризации бизнеса. Для её выполнения не хватило возможностей — по ряду объективных обстоятельств. Субъективный фактор только один — у нас не было опыта по реорганизации предприятия. Сегодня он появился…

   — Значит, очередной календарный год по автомобильной системе исчисления пройдет под знаком реструктуризации автозавода, изменения его структуры…

   — В этом вопросе мы на месте не сидели. Но нельзя сделать всё и сразу. По мнению сторонних наблюдателей, нынешнее высшее руководство автозавода находится «впереди паровоза», на пике преобразований, а коллектив всё ещё живет по старым традициям. Отсюда элементарное недопонимание.

   В2002 году мы уже утверждали структуру автозавода. Тот, кто внимательно с ней ознакомился, помнит, что она была переходной. В нынешнем году мы готовим окончательную структуру, которая будет похожа на западную. Не надо изобретать велосипед, поскольку в странах с развитым автомобилестроением эффективное управление производством уже придумали.

   — Какие задачи на будущий год перед предприятием ставит холдинг «РусПромАвто»?

   — Смысл производственной программы как раз и заключается в том, что автомобильный завод «Урал» должен выпускать привычный грузовик, но на качественно ином уровне. Другой продукции и другого оборудования у нас нет, и никто нам его не подарит — на это мы должны заработать сами. Надеюсь, совершенно очевидно, что привычный грузовик на сегодняшний день кормит весь завод.

   Чо касается дальнейшего развития производства, то оно будет исходить из развития нашего продукта. А он должен быть ближе к конкретному потребителю: более комфортабельным и удобным, более качественным и грузоподъёмным.

   — Как сегодня выстраиваются отношения между предприятиями холдинга, которые являются партнёрами по тем или иным направлениям деятельности? Например, с Ярославским моторным заводом…

   — Мы — коммерческие партнёры, и сегодня в наши взаимоотношения никто не вмешивается. Существуют одинаковые нормативы и показатели для любых заводов, и совершенно не важно, работают они внутри холдинга или просто являются партнёрами. Это — совершенно разумный, правильный подход. Никто никого не заставляет ради соседа работать в убыток.

   

   Н так страшно лобби, как его малюют

   — Недавно в составе делегации Челябинской области Вы посетили Татарстан. Чем интересна была эта поездка, удалось ли узнать что-нибудь новое о КамАЗе — одном из конкурентов автомобильного завода «Урал» в ряде рыночных ниш?

   — Если говорить о конкуренции Камского автозавода и автомобильного завода «Урал», то, я считаю, у нас есть ряд серьёзных преимуществ: наш завод более компактен; мы раньше КамАЗа начали реорганизацию бизнеса с учётом современных мировых тенденций; у нас более подготовленный для решения различных задач коллектив. Единственное, в чём мы отстали, так это в гамме выпускаемой продукции.

   — Ваш прогноз на развитие ситуации на внутреннем рынке в 2004 году…

   — В нынешнем году мы провели ряд мероприятий по увеличению продаж автомобилей «Урал» в России. Результат известен: на сегодняшний день предприятие в родном Отечестве реализовало на 10 процентов продукции больше, нежели за аналогичный отрезок прошлого года.

   Сгодня, даже в условиях неравной конкуренции с КамАЗом, автомобильный завод «Урал» для потребителя привлекательнее. Считаю, что в следующем году это преимущество станет более явным. Не знаю, на сколько процентов, но рост объёмов продаж на внутреннем рынке однозначно будет.

   

   Втретиться

   с коллективом?

   В внерабочее время…

   — Последний блок вопросов, который связан со стартом избирательной кампании в Государственную Думу России. Это обстоятельство как-нибудь скажется на работе предприятия?

   — Я думаю, что на деятельности завода избирательная кампания никак не скажется. Мы до работы жадные, нам не до политики.

   — Завод намерен поддерживать кого-нибудь из кандидатов?

   — Позиция завода в этом вопросе выражена позицией «РусПромАвто» — сохранение нейтралитета. Поэтому я могу посоветовать нашим работникам идти к избирательным урнам и голосовать по зову сердца. Никакие выборные агитационные акции на предприятии проводиться не будут.

   — То есть кандидаты не получат возможности провести встречи с коллективом?

   — То, чего требует закон, будет соблюдено. Но не более. Желаете встретиться с коллективом? Пожалуйста, во внерабочее время…

   — Не опасаетесь, что завод станет разменной картой в тех или иных предвыборных баталиях?

   — Нет.

   — На чём основана Ваша уверенность?

   — Разменной картой мы как раз бы стали, если бы взялись кого-нибудь поддерживать.

   А мы это делать не стали. Результат известен: второго сентября избирательная кампания стартовала, а у нас — тишина. Другой вопрос заключается в использовании имиджа или марки автомобильного завода «Урал».

   — Автомобильный завод «Урал» не заинтересован в депутате, который смог бы в Госдуме отстаивать и лоббировать интересы предприятия?

   — Одному человеку лоббировать интересы предприятия в Госдуме практически невозможно. Было бы очень хорошо, чтобы наш будущий депутат отстаивал интересы области и того округа, который его выбрал. Я считаю, что самая главная задача народного избранника — это лоббирование с точки зрения социальных вопросов. Если они будут решаться, то и заводу будет легче работать.

   


Дмитрий ФЕДЕЧКИН



назад


Яндекс.Метрика