свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 99 Уральский автомобиль Четверг, 11 сентября 2003 г.

БРАТЬ ИЛИ НЕ БРАТЬ? ВОТ В ЧёМ ВОПРОС

   Сйчас всё чаще можно услышать ропот родителей: детские сады за приём ребёнка в садик устанавливают непомерные поборы. Мол, деньги, помощь, материалы текут рекой. Работники детских садов жалуются на недостаточное финансирование и равнодушие родителей. А в управлении образования пожимают плечами: кроме как на зарплату сотрудникам и питание детей, государство почти ни на что больше денег не выделяет. Как найти выход из этой ситуации? Вправе ли заведующая требовать от родителей каких-то податей и услуг? И если вправе, то в каком объёме и какого качества родители должны оказывать помощь детским садам? Об этом наш сегодняшний разговор за заочным «круглым столом», в котором принимают участие заведующая «Начальной школы — детского сада»

   N№ 58 Ирина Михайловна Сотникова, бывшая заведующая, ныне пенсионерка Галина Евгеньевна Худякова, воспитатель детского сада N№ 15 Светлана Владимировна Кириенко, а также родители, чьи дети ходят в детский сад, и поэтому, дабы избежать осложнений, назовём их вымышленными именами: Светлана Васильевна, Татьяна Николаевна и Наталья Ивановна.

   Вктория КРЕЦЮК

   Иак, имеют ли право заведующие требовать помощи от мам и пап своих воспитанников?

   Иина Сотникова:

   — Вы говорите, что родители жалуются на то, что приходится платить. А что прикажете делать заведующей детского сада? Ведь финансирование крайне скудное. Государство выделяет деньги только на две статьи расходов — питание детей и зарплата сотрудников. А всё остальное: мебель, игрушки, холодильное и прочее оборудование, которое имеет обыкновение ломаться…

   А прочие «мелочи»? Кружка разбилась, духовка вышла из строя, утюг сгорел... Кто должен платить? Воспитатель? Но у него и без того мизерная зарплата. Детский сад? Но то, что, к примеру, наше учреждение находится на самостоятельном балансе, ещё ни о чём не говорит. Мы не государственное учреждение, ничего не производим.

   Иединственное, что мы можем продать, это время и душевные силы, которые тратим на ваших детей. Остаются только родители. Хотят они этого или нет, но сегодня родители просто обречены на то, чтобы помогать детскому саду. А иного выхода нет.

   Глина Худякова:

   — В принципе, родители всегда помогали детским садам, даже тогда, когда в этом не было большой необходимости. Помню, когда я начинала работать в детском саду (начало 60-х), у нас было абсолютно всё, начиная от ниток и иголок и кончая мебелью и оборудованием. Море игрушек, море книг! Разнообразное и калорийное питание: молоко, рыба, мясо, яйца, соки, фрукты, компоты, вкусная сдоба к полднику ежедневно. Не были дефицитом и музыкальные инструменты, и лекарства, необходимые для оказания первой медицинской помощи. Каждые три месяца в детском саду что-то списывалось, а взамен приобретались новые игрушки, инвентарь, оборудование.

   Н и тогда родители нам помогали. Летом оформляли участок, высаживали цветы и рассаду, зимой — оборудовали ледяную горку, каток и лыжню.

   А уж шить наряды к праздникам была их святая обязанность.

   Ели у воспитателя не хватало времени, то мамы также помогали делать пособия, а вот папы занимались более серьёзной, мужской, работой — устанавливали турники на участках, красили веранды.

   Вто время мне как-то не приходилось сталкиваться с тем, чтобы родители отказывались помочь воспитателю. Возможно, они не всегда могли догадаться, что нужна та или иная помощь, но если попросишь, то отказов, как правило, не было.

    Светлана Кириенко:

   — Я считаю, что когда родители помогают детским садам — это нормально. Ведь для кого я всё это делаю? Для своего ребёнка. Сейчас детский сад очень много даёт для развития и подготовки к школе. Но для того, чтобы провести интересное занятие и дать детсадовцу необходимый минимум знаний, нужна очень хорошая материальная база. Там, где родители действительно беспокоятся о развитии своих детей, они покупают для детского сада и пособия, и интеллектуальные игры, и книги, и многое другое. И положительного результата не приходится ждать.

   Сетлана Васильевна:

   — Помощь нужна, кто же спорит? Но брали бы в пределах разумного. А то не успели мы прийти в детский сад, как с нас тут же потребовали тысячу рублей на ремонт. Это уже второе дошкольное учреждение, куда ходит мой сын, и вторые поборы. В предыдущем детском саду с меня потребовали купить шторы в группу. Они нам встали в девятьсот рублей. А в этом мы заплатили тысячу. И началось: то на моющие средства дайте, то на торт воспитателям к первому сентября, то на то, то на другое…

   Иэто, я считаю, ещё по-божески. Потому что в некоторых детских садах с родителей требуют телевизор или видеомагнитофон. С моей подругой случилось нечто подобное. Она сначала отдала свой старенький телевизор, а когда семья поменяла место жительства, и ребёнка перевели в другой детский сад, ей заявили, что нужно заплатить три тысячи.

   Нталья Ивановна:

   — В том-то и дело: не дай Бог поменять детский сад. Там же снова надо платить. А почему бы заведующим не договориться между собой и не установить единую и постоянную таксу. Они ведь относятся к одному ведомству.

   Ктому же хотелось бы, чтобы администрация извещала родителей, на что тратятся наши деньги.

   Сетлана Кириенко:

   — Я с этим совершенно согласна. Договор необходим. Чтобы потом не просили: дайте на то, дайте на это. А сразу договорились: столько мы берём с вас на ремонт, столько — на игрушки, столько — на оборудование. Всего набирается в пределах трёхсот или, допустим, тысячи. Хотите — платите сразу, хотите — в рассрочку. В договоре и соответствующий пункт имеется. Тогда и обид будет меньше. Родители будут уверены, что их деньги пойдут на дело.

   Ктати, в детском саду, куда я водила ребёнка, так и делали. Правда, письменных договоров не заключали. Но я видела, что мой ребёнок занимается танцами. А значит, нужен магнитофон. Скинулись с родителями, купили.

   Ттьяна Николаевна:

   — А вы уверены, что ваши деньги пойдут по назначению? Ладно, если ваш ребёнок уже ходит в старшую или подготовительную группу и может рассказать, что с ним происходит. А если ему всего два, три года?.. Мою внучку привели в детский сад, когда ей было два года. Сразу же потребовали, чтобы мама принесла сахар и сухофрукты на компоты. Сколько ушло на компот, сколько налево — кто его знает?

   Сетлана Васильевна:

   — Могу предположить, куда ушла моя тысяча. Мне предложили два варианта: заплатить деньгами или оштукатурить подвал. Мы выбрали первое. Подвал, конечно, не проверишь. Но раньше он стоял открытым, а сейчас там установлены новые двери. Думаю, что туда и пошла моя тысяча.

   Н с другой стороны. Приходим с ребёнком с улицы. Я ему говорю: давай ручки мыть с мылом. А он мне отвечает, что в садике моют без мыла. Хотя деньги на моющие средства мы сдаём регулярно.

    Наталья Ивановна:

   — А мне, честно говоря, не нравится питание в детском саду. Был случай, когда ребёнок отравился. Я сначала восприняла это на свой счёт, подумала, накормила чем-то несвежим. А потом выяснилось, что в нашей группе заболели ещё несколько ребятишек.

   Заю, что в некоторых детских садах кормят отменно.

   Сетлана Кириенко:

   — Я не очень-то удобная мама. У меня двое детей. Для каждого я очень долго выбирала детский сад, пока нашла тот, где бы оставляла ребёнка со спокойной душой. В одном — меня не устраивало питание, в другом — казалось, что моему ребёнку уделяют мало внимания и т. д. Последний (д/с N№ 27) устроил во всех отношениях. Я считаю, что там работают лучшие люди на свете!

   Ттьяна Николаевна:

   — А мне в этом отношении не повезло. Был даже случай, когда мою внучку и ещё одну девочку просто забыли на улице. Это было зимой. Они заигрались. И не заметили, что воспитатель собрала других детей и увела в помещение. Можете себе представить состояние девочек, когда они обнаружили, что одни на участке, а детский садик закрыли? Благо, внучка не робкого десятка. И, подняв шум, она достучалась. А ведь всё могло быть иначе. Дети есть дети… Но меня возмущает не столько сам факт «забывчивости» воспитателя, сколько её отношение к случившемуся. Когда мама узнала об этом и потребовала объяснения, ей заявили, что дети всё выдумали.

   Псле такого, честно говоря, у меня пропало всякое желание помогать

   воспитателю.

   Нталья Ивановна:

   — У нас был подобный случай. Он произошёл не с моим ребёнком, но в том же детском саду, куда я вожу Максима. Времени было много. Я зашла за сынишкой и вместе со мной пришла ещё одна родительница. Воспитатели долго не могли ответить, забрали её ребёнка или нет. Они стали бегать, суетиться. А потом кто-то из воспитателей сказал, что, наверное (!), его забрали…

   А один раз я видела, как воспитатели сидели в беседке, мирно общались, а по крыше ходил шестилетний ребёнок. Они, правда, потом опомнились: ребёнку досталось. Но факт остаётся фактом. Если женщины соберутся на одном участке и «зацепятся языком», то дети уже предоставлены самим себе.

   Сетлана Кириенко:

   — Если такое и случается, то крайне редко. В детских садах остались одни энтузиасты. Ведь работать за те копейки, что нам платят, может либо человек очень увлечённый своим делом, любящий детей, либо тот, кому некуда деваться. Думаю, что людей первой категории гораздо больше.

   Иина Сотникова:

   — Кстати, вы знаете, какая зарплата у наших сотрудников? Нет? Ну, тогда просвещу вас на этот счёт. У дворника, уборщицы, сторожа ставка 450 рублей. У повара пятого разряда — 569 рублей, воспитателя первой категории — 1400 рублей, высшей — полторы тысячи, няни — 751 рубль. Самая большая зарплата в детском саду ниже, чем пособие по безработице. В центре занятости на учёте масса народа, им платят пособие, а в детских садах некому работать. Потому что за такие деньги никто не идёт воспитывать будущее.

   Ии другая арифметика. Разделим зарплату воспитателя (1400) на количество смен (20), затем ещё на количество детей (20). Получается, что уход за вашим ребёнком стоит для воспитателя три рубля в смену. Родители, кто-то из вас согласится за такую плату ухаживать за чужими детьми?

   Кчему я всё это говорю? К тому, что воспитание — это очень долгий и трудный процесс. И хотелось бы, чтобы воспитателям, няням хотя бы частично компенсировали усилия и затраты на ваших детей. Ну, разве трудно улыбнуться своему воспитателю? Сказать «спасибо»? Подписать праздничную открытку? Мы уже забыли, когда нас в последний раз поздравляли, дарили цветы…

   Сетлана Кириенко:

   — Если вдуматься, то для чего созданы детские сады и школы? Для того, чтобы помогать родителям воспитывать детей, а не наоборот. А у нас позиция многих родителей такова: будьте любезны, воспитайте, а мы вам поможем. Они заблуждаются. Им нужно просто объяснить, что детский сад помогает родителям, а не родители детскому саду.

   Иина Сотникова:

   — Но хотелось бы говорить не только о плохом. В этом году у нас необыкновенные родители. Они как никто понимают наши проблемы. А от этого и у нас настроение поднимается. Ведь наши работницы привыкли, что ребятишки в детском саду — это их дети, а для детей нужно самое лучшее.

   Покомментировать ситуацию мы попросили заведующую дошкольным отделом МГУ «Образование» Елену Арнольдовну Шмидт.

   — Проблема действительно очень острая. Хотя разобраться в этом сложно. Когда нам сообщают о фактах взятки и мы начинаем проводить расследование, родители, как правило, отказываются от своих слов. К тому же, они почему-то во всём видят отрицательные моменты. А ведь заведующая обычно предлагает варианты: платить, или что-то сделать в детском саду. Помочь в ремонте, изготовить что-то своими руками — у кого какие таланты.

   А теперь насчёт информации для родителей, на что пошли их деньги. У каждой заведующей есть общий план развития материально-технической базы, где записано, что нужно сделать, чтобы учреждение функционировало грамотно. Его представляют в управление образования. И мы смотрим, чем можем помочь мы, чем спонсоры, шефы, а чем, извините, и родители. Потому что техническое оборудование изношено, шторы действительно давно не покупались, а на игрушки мы денег не получаем… При этом заведующая в карман ни к кому не залезает. Если родители дают деньги на своего ребёнка, то это их право. Мы только искренне за это благодарны. Другое дело, когда она недвусмысленно говорит родителям: приму вашего ребёнка в детский сад, если внесёте деньги. С этим мы готовы разбираться. Недавно был случай, когда заведующая была уволена за это.

   Н откуда возникла эта проблема? Дело в том, что она имеет чёткую территориальную обусловленность. И если вы обратитесь к заведующим машгородка, то увидите, что там такой проблемы вообще не существует. Там родители ведут своего ребёнка туда, куда хотят. В центральной части города немного другая ситуация. Районы разрастаются. А количество групп не увеличивается. Поэтому не очень добросовестная заведующая начинает ставить условия: платите, иначе завтра ко мне придёт родитель, который заплатит. И родители вынуждены соглашаться. Им нужно устроить ребёнка. Спрос рождает предложение.

   Ктати, это проблема не только нашего города. В Челябинске давно уже существует положение о привлечении дополнительных средств. Оно называется очень красиво, но на самом деле это — узаконенное взимание денег (в размере трёх тысяч рублей) за приём ребёнка в детский сад. Сейчас наш городской совет депутатов готовит к рассмотрению подобный документ. Так что в скором времени, возможно, родители Миасса будут поставлены в ещё более жёсткие рамки.



назад


Яндекс.Метрика