свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 80 Уральский автомобиль Вторник, 29 июля 2003 г.

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИИ: ШИРОКИЙ СПЕКТР ДЕЙСТВИЯ

   Укаждого свой путь в профессию. Техникой Виктор Мартенс увлекся еще в школьные годы.

   З баранкой с 13 лет

   Взле кинотеатра «Урал» был когда–то дом пионеров, куда с удовольствием ходил и Виктор Мартенс. Сюда, словно магнитом, притягивало всю окрестную ребятню. Объяснялось просто: любой мог прийти и записаться в автомобильный кружок. Василий Дмитриевич Акимов, его руководитель, личность популярная и авторитетная в те годы, был человеком увлеченным. Ну, кто, скажите, будет возиться с пацанами, объяснять им устройство автомобиля, учить вождению, отвечать на многочисленные «почему», если душа к этому не лежит?

   Псидеть за баранкой «ЗИС–355 М» в тринадцать лет для Виктора было пределом мечтаний. Через год выдали водительские права. Действовали они только по Миассу. Но у кружковцев были такие «наполеоновские» планы, что дух захватывало. И ведь, осуществились! Всю Челябинскую область объехали на своем «ЗИСе».

   Сгодами интерес не прошел. Закончил школу. Факультет «Автомобили и тракторы» ЧПИ выбрал вполне осознанно. Уже учась в институте, заинтересовался секцией научно–технического общества. Будущим молодым специалистам предложили изучить и совместно с автозаводом разработать тему: влияние развесовки автомобиля по осям на его проходимость. Зимой по снегу, летом по заболоченной луговине проводили испытания. Результаты, как положено, зафиксировали. Работа была завершена.

    В автозавод — на «зелёный»

   Масс в смысле распределения считался тогда престижным. Привлекали масштабность и большие планы Уральского автомобильного. Им повезло. На завод пятеро вчерашних студентов попали легко.

   — Встретили нас доброжелательно, — вспоминает Виктор Францевич. — Ну, а дальше начались трудовые будни.

   Млодой конструктор бюро трехосных автомобилей с желанием приступил к работе и в первый же день… засел за изучение целого свода скучных инструкций. Спустя какое–то время дождался: получил ответственное задание — расположить держатель запасного колеса. На «Урале» разместить «запаску» весом 180 килограммов и больших габаритов — вечная проблема. На машине «Урал–375», она находится за кабиной, на фургонах — за задней дверью, на машинах для народного хозяйства — под грузовой платформой. Варианта «первый блин комом» очень хотелось избежать. И вполне удалось: справился. Потом доверили автомобиль «Урал–395», пришедший из НАМИ. Он был удлиненный: под кабиной стоял еще один мост. По тем временам автомобиль был необычен: с новой колесной формулой 8х8 и плавающий: мог передвигаться по небольшим водным преградам со скоростью до 10 километров в час. Мелкий масштаб «черной проработки», в котором он был прорисован, предстояло увеличить чуть ли не один к одному. Но сложность состояла в другом. То, что находится на бумаге, не всегда стыкуется в металле. Это молодой конструктор понял в процессе кропотливой работы. В бюро общих компоновок довелось заниматься другим автомобилем — «Урал–398» — тоже плавающим, но в отличие от предыдущего он был заводской разработкой.

   Уатся на своих ошибках

   Педложение перейти конструктором в отдел главного механика Мартенс принял не раздумывая. Привлекательной оказалась сама специфика работы. Она отличалась более широким спектром действия.

   — Никогда не знаешь, какую работу будешь делать завтра, — Виктор Францевич говорит заинтересованно. — Кое-что приходится изучать вновь, что-то искать в «запасниках» — знаниях, полученных когда-то в институте и до сих пор не востребованных. Если в УГК реализовывалось примерно 10 процентов конструкторских идей, то в УГМех — 80–90. Тут видишь свои ошибки, накапливаешь опыт. Как раз тот случай, когда на своих ошибках и учишься. Заново изучил прикладную гидравлику конкретно по аппаратам и стал специалистом в этой области. Возглавлял лабораторию, где использовались роботы.

   Ке–что об идеологии ремонта

   Входе реструктуризации образовалась дирекция по эксплуатации. В нее вошли отделы — главного механика, энергетика и промэлектроники. Вопросов самых разных, в том числе и организационных, остается еще очень много.

    — Сам процесс обновления, — сказал главный инженер дирекции Виктор Мартенс, — на начальном этапе, и путь еще весь впереди. Объединить ремонтную службу под одной крышей — полдела. Гораздо важнее другое: создание единой идеологии в ремонте — с планированием, учетом оборудования, выдачей планов в подразделения, распределением финансовых потоков, обеспечением запасными частями.

   Оень рассчитываем на ремонтно–механический цех. Он у нас, по сути, та база, от которой многое зависит. Универсального оборудования насчитывается примерно 200 единиц. Надеемся изготавливать большую часть запасных частей, кроме тех, что используются в высокоточном оборудовании. В подобных случаях будем обращаться к заводам-изготовителям, как принято на Западе. Но есть проблемы. Парк оборудования на заводе обширный. Включает все переделы: металлообрабатывающее, прессовое, литейное, деревообрабатывающее, подъемно–транспортное. Многие предприятия из–за невостребованности уже прекратили свое существование, часть из них еще как–то держится на плаву. Оборудования, которое они в настоящее время выпускают, на нашем заводе нет. На потоке — другие модели и, соответственно, другие запчасти. А у нас возраст самого молодого оборудования перевалил за двадцать лет… Техника стареет. Чтобы поддерживать ее в рабочем состоянии, требуется больше запасных частей. Взять, к примеру, конвейеры. Крутятся они или нет, изнашиваются все равно. Те, что «застаиваются», при запуске такие сюрпризы выдают — летит все! Выход из ситуации один — оптимизировать численность оборудования, освободиться от пустующих производственных площадей. Все это создаст приемлемые условия для дальнейшей реструктуризации. Люди работали в определенной системе. Времени для раскачки нет. К изменениям приходится привыкать «на ходу». Потребуются дополнительные средства. Предстоит обеспечить четкую связь, приобрести компьютеры, обучить людей…

   Ели человек на своём месте

   Ндавно Виктор Францевич был в Магнитогорске и посетил учебный центр — один из лучших в России (есть свидетельство, подписанное Президентом страны В. Путиным). Хорошие классы. Сроки учебы — минимальные. Через пять дней учащийся может собирать элементарные гидравлические схемы. Еще через пять он уже начинает увязывать гидравлику с электрической схемой. А две недели спустя — разбирается в гидравлике с пропорциональным управлением с помощью электроники. Эффективность обучения очень высокая. Нам бы так!

   — От людей в конечном счете тоже зависит многое. 5–10 процентов, — по мнению Мартенса, — при любых условиях будут вкладывать в работу душу, всего себя. 30–40 процентов — в зависимости от того, как оценивают их труд, 30 процентов — работают плохо. Почему? Люди не на своем месте. Жизнь так сложилась. Надо работать — работают. Сказали отвернуть гайку — отвернут. А дальше голова не болит…

   Здача кадровой службы в том, чтобы узнать, чем человек интересуется, помочь найти ему свое дело, тогда и жизнь у него сложится нормально. А коллектив от этого только выиграет.

   Эма ХАБИНСКАЯ



назад


Яндекс.Метрика