свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 79 | Суббота, 26 июля 2003 г. | |
МУЗА ОКАЗАЛАСЬ СИЛЬНЕЙ Зя Куприянова почти наша землячка. Когда–то давно она покинула Алтай, где родилась, и уехала в Калининград в поисках дома. На Урал, а вернее в Миасс, Зоя Александровна вместе со своим ансамблем «Песня–спутница», которому будущей осенью исполняется 20 лет, впервые приехала в 1996 году, но широкому кругу горожан известна не была. В этом году на берегу озера Тургояк, где отдыхал коллектив «Песня—спутница», с ним познакомилась редактор радио автомобильного завода «Урал» Екатерина Лурье. По ее приглашению ансамбль побывал на нашем предприятии и дал несколько концертов в цехах литейном и фургонов, заглянул он и в редакцию. Надеемся, что и остальные миасцы в ближайшее время смогут услышать их песни. — Как так получилось, что ваш ансамбль, аж из Калининграда, оказался у нас в Миассе? — В 1996 году одна моя знакомая из Беларуси как–то сказала: «Знаешь, твои песни поют на Урале. Хочешь как–нибудь туда съездить?» А я страстная путешественница и очень люблю горы. Естественно мне захотелось! — Откуда у Вас такая любовь к горам, ведь Калининград портовый город? — А я родилась на Алтае, в Краснощекинском районе, в небольшой деревушке в горах. Там же выросла, получила высшее образование в Алтайском политехническом институте, по специальности «Технология машиностроения». И кстати, я делала определенные успехи в математике, поскольку это тоже, видимо, поэзия. Преподаватели советовали не бросать и уверяли, что у меня есть склонность к технике, но музыка взяла свое. Кстати, первое мое образование: музыкальное училище по классу хорового дирижирования. Н Алтае кругом горы, а они не оставляют равнодушным никого — я начала заниматься спортивным альпинизмом. Сама техника, конечно, нравилась, я даже выполнила второй разряд, а вот разнообразия не было. Каждый год мы приезжали в один и тот же спортивный лагерь альпинистов, разница была лишь в том, что для разных разрядов мы покоряли разные вершины. А мне хотелось познания. Хотелось путешествовать. И я ушла в горный туризм. Со временем, это уже произошло в Калининграде, я стала руководителем высшей категории. На моем счету несколько снежников, лыжные категорийные походы. — Но коллектив–то ваш музыкальный? — Это сейчас. Изначально (20 лет назад) он был спортивным. Мы занимались туризмом, а потом, практически в том же составе, что и сейчас, отошли от общей группы — вот тогда–то и родился ансамбль «Песня–спутница». Естественно, со временем мы стали меньше ходить в походы. Но каждый раз, когда приезжаем куда–то с концертами, непременно идем в горы, если они есть. Были и у вас на Таганае, ходили на Круглицу. — Кто для вас пишет слова и музыку? — Я являюсь композитором и поэтом в единственном лице. С некоторых пор вхожу в число российских писателей, издала 16 книг, среди которых есть и проза, и поэзия. В Миасс мы привезли 15 вариантов кассет с записями наших песен. А вообще, наш ансамбль состоит из одиннадцати человек. Восемь солистов, они же и музыканты. Еще четверо наших спутников помогают нам в дороге. Часто нас воспринимают как бардов. Но мы — не барды, и даже вздрагиваем, когда нас так называют. У нас ансамбль русского классического многоголосья. — Хотя вы и не барды, на фестивалях авторской песни вам приходилось бывать? — Да, когда–то давно, году в 91–м мы ездили на Грушинский фестиваль. Работали в то время в калининградском Доме рыбаков (наш Дом рыбаков, все равно, что ваш Дворец автомобилестроителей). Его директор упросил наш ансамбль выступить как представителей от Калининградской области, мол, из всех областей гости съезжаются, обидно, если от нашей никого не будет. Когда мы приехали на «Грушинку», то были неприятно поражены царившей там обстановкой и тем, какие откровенно пошлые песни прошли даже в финал. Но, думаю, это особенность подобных фестивалей по всей стране. И только спустя четыре дня, уже возвращаясь домой, в поезде, когда мы начали петь, все как будто пришли в себя, нами стали интересоваться: да кто вы такие? Да где вы были? Можно ли взять кассеты. А на «Ильменке» не были, хотя наслышаны. У нас тоже есть фестиваль авторской песни — «Бухана» (ударение на последний слог — прим. ред.) — по аналогии с чайханой и балтийской ухой. Ясчитаю, что Урал — это центр России. Именно отсюда песня будет распространяться в обе стороны. Я хочу, чтобы мои песни пели по всей России. В Калининграде мы, конечно, востребованы, но, как мне кажется, будущего там нет. Слишком уж сильно ощущается влияние западной культуры. — С тех пор как распался Советский Союз, в бывших республиках стали возникать проблемы национализма. В Калининграде это как–то сказывается на вас? — Национальный вопрос там никогда не стоял, не стоит и сейчас. В Калининграде живет много представителей разных национальностей, но русских все–таки большинство. Бывает, конечно, появляются не этичные надписи на заборах, но это сейчас везде. Серьезных же разногласий не возникает. Почти весь наш ансамбль состоит из русских, вернее тех, кто когда–то жил в России. Я вот, например, уехала в Калининград сразу после окончания института. Мой брат служил здесь. А так как родителей мы лишились довольно рано, он был единственным родным мне человеком. И за время его службы я так истосковалась по нему, по семье, по дому, измотали бесконечные общежития. И я поехала к нему в надежде обрести дом и родного человека. Не разочаровалась, конечно, но теперь, думаю, что мой отъезд был скорее ранним безрассудством, чем осознанным решением. — Какое впечатление оставил у вас Миасс? — Мне показалось, что в нем просматривается какой–то глубинный интеллект. Вы мало изменили его относительно современного мира. Причем это не отрицательная черта, а напротив — положительная. Все вокруг: и люди, и города стремятся к какой–то вычурности, приводящей, в конце концов, к усредненному европейскому стилю. У вас этого нет. Очень трогает, когда посреди города, среди современных зданий вдруг встречается маленький старинный домик, когда берегут старину, как вы. Буквально на днях мы познакомились с директором вашей профсоюзной библиотеки Раисой Морозовой. Она показывала книгу «Мой приветливый город Миасс». Сколько там изумительных людей! Павда, целиком весь город увидеть не удалось. Все как–то по кусочкам, урывками. Зто на озере Тургояк были много. Исходили его окрестности вдоль и поперек. Грустно, конечно, что он обрастает заборами, выкупаются пляжи. В Крыму, например, уже до берега просто так не добраться, только через санатории — три гривны «туда» и три гривны «обратно». Ткие вот бывают случайные встречи. За то время, что ансамбль «Песня–спутница» побывал в Миассе, его репертуар пополнился новой песней — про Тургояк.
Ия Шагинян
|
назад |