свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 93 Уральский автомобиль Четверг, 28 августа 2003 г.

СУДЬБЫ ОДНОЙ ПРОСТОЕ ПОЛОТНО

   Вт так всегда. Замыслил поговорить о разном с человеком бывалым. Только дверь в подъезде, в железо обряженная, зорким сторожем стала на пути. Что делать, это же примета времени, давно так живём. Однако ждать недолго пришлось. Прошелестел открываемый замок. И вот уже стучусь в квартиру, на дверях которой висит табличка — «Здесь живёт участник Великой Отечественной войны». Вот и хозяин. Седовласый, степенный, но росточком невелик. Смотрит внимательно, из придонья памяти быстро извлекает даты, имена, события… Такими всегда являются миру люди, себе цену знающие, много печалей-горестей повидавшие на долгом веку. И дёрнула меня нелёгкая спросить:

   — А что, Николай Фёдорович, если бы знали солдаты тогда, на фронте: наступит время и держава рухнет, и жить придётся на старости лет за железными дверьми и решётками… Поди, и воевали бы совсем иначе, не так яростно…

   — Да нет, сынок, мы бы воевали и работали в тылу точно так же, себя не жалея. Потому и победили.

   Сало неловко. И далась мне эта железная дверь.

   «Захарка» встретился на фронте

   Нколай Фёдорович Жаров — личность в нашем городе известная. Почётный гражданин Миасса, единственный на всю горно-заводскую округу полный кавалер орденов Славы, участник Парадов Победы 1945, 1995 и 2000 годов. И нынешним летом звонили ветерану из областной администрации, приглашали в Москву. Чтобы вновь пройти по Красной площади парадным шагом. Но только отказался Николай Фёдорович: здоровье пошаливает, годы, годы дают о себе знать.

   Отом, как знатно бил врага артиллерист Жаров, миасские газеты писали много раз. Через всю Европу прокатилась пушка миасца. А под самый закраешек войны, уже где-то в Румынии, впервые увидел бравый пушкарь «Захарку», собираемый в родном городе автомобиль «ЗИС–5В».

   — Снаряды нам на позиции всё больше «студебеккеры» подвозили. Но и «Захарам» работа находилась. Я тогда и думать не мог, что через полтора года стану на миасском автозаводе работать. Дожить до следующего дня — вот что самое главное на войне.

   А ведь это знак был, Николай Фёдорович. Встретился на фронтовых дорогах «Захарка», за собою увлёк.

   Зравствуй, завод!

   Вфеврале 1946 года старшина Николай Жаров, демобилизовавшись из армии, берёт в кассе города Львова билет и держит путь домой, в Миасс. Отдохнул фронтовик месячишко, снял шинельку, пропахшую порохом, и отправился устраиваться на завод. Так в цехе сборки и испытания моторов появился новый заведующий бюро инструментального хозяйства. Через год заместитель директора завода по кадрам Н. Н. Андросов переводит Н. Ф. Жарова на должность мастера-воспитателя в мотор–1. И стал фронтовик, которому самому только-только 23 года исполнилось, как бы отцом-наставником для молодых рабочих, пришедших на завод после окончания ремесленных училищ. А душа всё-таки больше тянулась к производству. Поэтому Н. Ф. Жаров принял предложение руководства цеха и стал сменным мастером участка клапанов пролёта деталей блока. На целых 30 лет, до 1977 года, затянулась смена эта. Следующая запись в послужном списке Николая Фёдоровича — старший инженер по подготовке кадров агрегатного корпуса. Наступил 1984 год, подошла пора оформляться на пенсию. Силы ещё были, хотелось работать дальше. А чтобы не было упрёков, вот, мол, пенсионер чужой хлеб заедает, Жаров перевёлся на подсобную работу, ещё шесть лет служил родному заводу дежурным в агрегатном производстве.

   Ге родился, там и пригодился

   — А в жизни моей не так уж много событий было. Войну прошёл. Уцелел. Разве это не счастье? Потом 45 лет жизни автозаводу отдал. И не жалею. Всё правильно получилось.

   Нколай Фёдорович задумывается, в памяти вороша прошлое. Я же по-хорошему позавидовал ему. Вот человек, который пригодился там, где родился, лишь однажды ненадолго из Миасса выезжал — на войну. А ведь звали его, полного кавалера орденов Славы, на жительство во Львов, и даже Москва приглашала. Не метался, жил в ладу с самим собой, много работал, спокойно встретил старость. Подумать только, на глазах этого человека, с его участием рождались известные уральские автомобили: «ЗИС–5В», «УралЗИС–352», «Урал–355М», «Урал–375», «Урал–4320», «Урал–5920»…

   Солько смен рабочих получилось, кто считал?

   А легко ли бывало, когда, миновав заводскую проходную, шёл прямиком в вечерний автомеханический техникум, а ещё раньше — в школу рабочей молодёжи. В 1974 году к фронтовым наградам прибавилась и мирная — орден Октябрьской Революции.

   — Завод вторым домом считали. И среди ночи на работу поднимались. Гордились тем, что на Уральском автомобильном работали.

   Жзнь продолжается

   Пчётный член городского совета ветеранов. Ветеран УралАЗа и автомобильной промышленности России, азартный шахматист и футбольный болельщик. Это всё о Николае Фёдоровиче. Вот, беседовали мы с ним на разные темы. И ни разу не посетовал фронтовик на жизнь. Наоборот, всем интересуется, на все события имеет свой взгляд. Меня, признаюсь, очень поразило, когда заметил на столе газету «Футбол–хоккей Южного Урала». Зачем ему это надо в 80 лет?

   А ещё Николай Фёдорович является постоянным подписчиком «Уральского автомобиля». Прочитывает газету до последней точки, чтобы знать жизнь завода, все печали и радости нынешних непростых дней. Особенно нравятся ветерану страницы, где рассказывается о заводском спорте. Не остаётся без внимания и подборка новостей «Коротко и ясно».

   И стали и гранита наши ветераны сделаны, что ли? Выходит так. Не потому ли тянет нас к ним, когда маетно на душе, когда поддержка нужна.

   Иони помогают. Словом, советом, последней копейкой, взамен не требуя ничего. Кто видел на свете много горя, тот всегда доброе сердце имеет.

   


Владимир ЗУБКОВ



назад


Яндекс.Метрика