свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
![]() |
![]() |
![]() |
Четверг, 29 ноября 2001 г. № 135 | ||
![]() |
РОДОВОЕ ДРЕВО МАЛЬЦЕВЫХ На нашем заводе работает немало трудовых династий, каждая из которых заслуживает особого внимания. Ведь надежность любого предприятия — в наличии крепких семейных связей работающих здесь людей. Как водится, на смену отцам и матерям приходят дети и внуки. Значит связь поколений не прерывается, передаются славные трудовые традиции, созданные шестью десятилетиями. 426 лет — таков общий трудовой стаж на Уральском автозаводе династии Мальцевых. Это одна из многочисленных династий. Николай и Ия В36-м году многодетная семья Мальцевых, собрав весь домашний скарб, тронулась в путь из деревенской глубинки Ивановской области на Урал, в небольшой городок Миасс. Николаю в ту пору было всего девять лет. Учиться его определили в школу N 2, расположенную недалеко от дома. Н успели еще как следует обжиться на новом месте, грянула война. В Миасс стали прибывать эшелоны с эвакуированными людьми и оборудованием Московского ЗИСа. Вскоре строящемуся новому предприятию потребовались рабочие кадры, поэтому в школы города были направлены уполномоченные, агитирующие старшеклассников поступать в ремесленное училище. Нколая, которому едва минуло четырнадцать, перспектива поступления в ПТУ не прельщала. После окончания семилетки, проработав около полугода в одной из мастерских горпромкомбината, поступает в автомеханический техникум. Првое знакомство Николая Федоровича с УралАЗом состоялось на производственной практике, которую он проходил в моторном цехе. Вспоминая те годы, Н. Ф. Мальцев отмечает: «Молодым практикантам доверяли самые простые операции, выполнение которых напрочь исключало брак. Например, я сначала сверлил педаль сцепления, затем обрабатывал поршни. Как таковой нормы для студентов не существовало, но и прохлаждаться не было резона, ведь хлебную карточку учащимся выдавали лишь на 10 дней, и если ты, не дай Бог, отлынивал от работы, свободно мог лишиться этого пайка на последующие 10 дней». П окончании техникума Николай был распределен на Уральский автомобильный завод в отдел главного технолога. Молодого специалиста сначала определили в бюро приспособлений конструктором, но вскоре перевели в этой же должности в другое бюро, коллектив которого занимался разработкой сложного инструмента. Сблагодарностью вспоминает Н. Ф. Мальцев своего наставника — начальника бюро Б. В. Повецкого. Бывший москвич, настоящий ас своего дела, умело учил новичка конструкторским премудростям. — Каждый раз, идя в цех, обязательно брал меня с собой, обучение вел непосредственно на рабочем месте, — рассказывает Николай Федорович. З десятилетие работы в бюро Мальцеву пришлось заниматься разработкой различного инструмента для производства уральских вездеходов. Пд стать себе Николай Федорович выбрал и жену, тоже автозаводчанку — контролера ОТК, с которой познакомился еще в техникуме. В 1949 году молодые сыграли веселую свадьбу. Впуск новой техники требовал и новых знаний, поэтому в 1960 году Николай Федорович поступает на вечернее отделение ЧПИ. Несмотря на то, что учиться приходилось без отрыва от производства, к тому же в семье уже подрастали два сына, требующие к себе особого внимания, в студенческой зачетке Николая Федоровича были только отличные оценки. Рссказывая об этом времени, ветеран отмечает: «То, что мне все удавалось, — заслуга моей жены, Ии Леонидовны, взявшей на свои хрупкие плечи весь груз домашних забот, а также воспитание наших сыновей. Помимо этого у нее хватало времени и на помощь мне при оформлении курсовых и дипломной работ. Успевала она побаловать нас и вкуснейшими обедами, и удивительной пышности пирогами, которые до сих пор являются ее фирменным блюдом». Гд окончания института совпал с назначением Николая Федоровича начальником вновь созданного бюро методов технического контроля. В этой должности Н. Ф. Мальцев проработал до 1987 года, пока не ушел на заслуженный отдых. Кк и в большинстве семей, вечерами, за ужином, нередко вели разговоры о работе, о заводе. Дети впитывали эти беседы, как губка. И когда подросли, перед ними не стояло выбора — куда пойти работать. Конечно же, на автозавод. Дети и внуки Дти Мальцевых, Анатолий и Владимир, трудолюбием и хозяйственностью пошли в родителей. Првым «определился» старший сын — Анатолий, придя на автозавод в электротехнический цех, без отрыва от производства закончил автомеханический техникум, после окончания которого его назначили мастером. Хлопотная и ответственная должность подорвала здоровье А. Н. Мальцева: от постоянных нагрузок не выдержало сердце. Мадший Владимир пришел на автозавод в инструментальный цех после десятилетки. В те годы инструментальщики были запевалами во многих добрых начинаниях: будь то создание комсомольско-молодежных бригад, массовые спортивные мероприятия. Володе посчастливилось поработать в одной из таких бригад, где главный девиз был: один за всех и все за одного. Работа в таком коллективе не только помогала в освоении профессии, но и была хорошей школой для дальнейшей жизни. Потом была служба в армии. Отслужив, решил поменять квалификацию — устроился работать на городскую АТС кабельщиком. Работа пришлась по душе, и коллектив вроде бы неплохой. Но автозавод, как магнит, притягивал его к себе, и Владимир вновь возвращается сюда, только теперь в цех связи кабельщиком. Заочно закончив Куйбышевский институт связи, был назначен заместителем начальника цеха. В настоящее время Владимир Николаевич начальник управления связи. Здесь же инженером работает его жена, Людмила Николаевна, с которой он, кстати, познакомился на городской АТС, куда она приехала с Украины после окончания техникума связи. Как и родители Владимира Николаевича, они с женой дома также много говорили о заводе, и дети уже не мыслили своей будущей работы вне УралАЗа. Сегодня рядом с родителями кабельщиком работает их старший сын Николай. Скоро после окончания университета на завод придет дочь, которая в настоящее время учится на втором курсе отделения «Литейное производство». Рботали на автозаводе, а сегодня, как и сам Николай Федорович, на заслуженном отдыхе его сестра и братья. Иван Федорович — бывший мастер инструментального цеха, его жена Любовь Кузьминична всю жизнь проработала кладовщицей в инструментальном цехе. Их сын Андрей Иванович работает в экспериментальном цехе водителем-испытателем. Ворой брат Николая Федоровича Александр Федорович работал инженером в отделе главного технолога, а последние годы перед пенсией — механиком ОТК. Его жена Нина Алексеевна — техником в отделе главного технолога. Двоюродный брат Николая Федоровича Алексей Иванович работал в отделе снабжения, его жена — в литейном производстве кладовщицей. Сестра Елизавета Федоровна — конструктор в отделе главного технолога. Дчери старшего сына Николая Федоровича и Ии Леонидовны тоже связали свою судьбу с заводом. Татьяна Анатольевна работает технологом в управлении связи, а Ольга Анатольевна сушильщицей в литейном цехе. Всемьях внуков подрастает третье поколение Мальцевых — правнуки — это значит, что корни родового дерева Мальцевых пускают молодые побеги, которые наполнят его свежей живительной силой.
Н. МАКИДОНОВА.
|
назад |