свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 71 | Вторник, 8 июля 2003 г. | |
ПРИЮТИТЕ! Жвая история предприятия может запросто сгнить возле заводского забора Пмните, что происходило с раритетным «ЗиС–5» после того, как он был установлен на постамент Предзаводской площади? Что ему, бедному, приходилось терпеть все эти годы, не перечислишь: многочисленные поджоги, кражи деталей, сломанные двери, выбитые стекла — это далеко не весь спектр актов вандализма, которому подвергался грузовик-труженик. Собственно, этот пример и является демонстрацией нашего «трепетного» отношения к истории. Причем, только первая его часть. Но есть и продолжение, не менее печальное… Взможно, кто-то подзабыл или не знал вовсе, но в арсенале автомобильного завода «Урал» имеется четыре грузовика, которые на полном основании могут быть причислены к разряду музейных образцов. Кроме автомобиля, установленного на Предзаводской площади, у предприятия имеется еще один «ЗиС–5», газогенераторный «ЗиС–21А» и «эмка» — «Урал–ЗиС–355М». О них и пойдет речь ниже. В70-80-е годы упомянутые автомобили довольно сносно хранились в одном из деревянных складов на площадке сдаточного цеха (сегодня это территория базового центра ООО «УралАвтоСервис»). Происходило это до поры до времени, пока на данном месте не началось строительство капитального модуля. Деревянные постройки были снесены, а исторически бесценные грузовики остались без крыши над головой. Круглый год, в зимнюю стужу и летние ливни, реликвии стояли под открытым небом. Хотя почему глагол в прошедшем времени? Грузовики стоят под открытым небом до сих пор! Павда, время от времени про них вспоминают. Обычно это происходит в канун очередной годовщины выпуска первого автомобиля или перед каким-нибудь другим знаменательным событием. Так, например, газогенераторный «ЗиС–21А» в 2001 году выставлялся на крупнейшем российском автосалоне и по интересу со стороны посетителей затмил все современные машины — и отечественные, и импортные. Трудно не согласиться с тем, что это был хороший рекламный ход: яркий, зрелищный, привлекательный. Только мало кто знает, какой кровью он достигается. Здача по осуществлению капитального ремонта автомобилей без определенного места жительства ложится на плечи экспериментально-исследовательского производства и ряда других подразделений предприятия. На то, чтобы сделать из догнивающего грузовика «конфетку», обычно уходит два месяца напряженной работы. Зачастую приходится полностью менять кабину и платформу, оперение и капот, а ряд оригинальных деталей производить заново, потому что по прошествии лет их негде купить или отыскать. Сложности возникают практически во всем, даже при подборе краски. После «колдовства» экспериментальщиков автомобили становятся как новенькие, приобретают антикоррозийное и грунтовое покрытия, а также сохраняют свое главное достоинство — способность самостоятельно передвигаться. Но праздники отшумели, и знаменитые грузовики снова оказываются на задворках. Конечно, их накрывают тентом и снимают ряд комплектующих, дабы не травить душу любителям легкой наживы, но это по большому счету не спасает автомобили от неизбежного процесса старения… Нчальник экспериментально-исследовательского производства Сергей Клепов такое отношение к раритетам называет ни чем иным, как варварством. За время работы ему неоднократно приходилось обращаться к руководству предприятия с просьбами о необходимости размещения грузовиков под крышей. Руководство менялось, однако вопрос по разным причинам и под всевозможными предлогами не решался. Может, наконец-то настало время превратить почти никому не нужных «бомжей» в респектабельных «пенсионеров»? По-моему, они этого заслужили. Тем более что требуется грузовикам совсем немного — какие-то несчастные девять квадратных метров, способные сохранить историю Уральского автозавода для потомков не только на картинках, но и в металле.
Дмитрий ФЕДЕЧКИН
|
назад |