свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль Уральский автомобиль Уральский автомобиль
Вторник,
4 декабря
2001 г.
№ 137
Уральский автомобиль

...А В ПРИДАЧУ — СМЕННЫЕ ЗВЕЗДОЧКИ

Л. Г. Лебедев испытывает новую систему смазки на металлорежущем оборудовании. Фото В. ШАПРОВА.   О увиденного у Лени округлились глаза. Подумать только — велосипед! Что и говорить — в 1937 году это была большая редкость. Сосед привез велосипед из Германии. По нынешним временам он был необычный — на кожаных покрышках, деревянных ободьях, к нему прилагалось несколько сменных звездочек. Леня все ходил вокруг него и так ему хотелось лихо закинуть ногу и жать на педали до самого Чебаркульского, где еще совсем недавно он состязался со сверстниками в верховой езде. Этот подарок родителей был желанным и переломным моментом в его жизни. По мнению Леонида Гавриловича, именно он зажег искру конструкторской мысли. Совершенствуя и дорабатывая конструкцию велосипеда, подросток постигал азы механики. Затем, в 1947 году, Леонид приобрел мотоцикл «Октябрь» и был чуть ли не первым мотоциклистом в городе. ... До войны семья Лебедевых жила неплохо, родители работали в Миассе «золотарями». Огромный четырехметровый каменный забор окружал родительский дом. Из детских развлечений тех лет, пожалуй, самые яркие — катание зимой с горки на больших «санях-пашавятах с прицепом», а из летних забав — скачки.

   Рдители знали о том, какой восторг испытывает их сын от быстрой езды. Чернореченское на Пензию, Нагорное на Кошелевку — эти конные состязания никогда без Лени не обходились. Однажды он получил специальный приз — деревянный ящик леденцов, килограммов на 15—20. Леденцы ели все участники заезда. И вот, наконец, желанное — велосипед.

   Оончив семилетку, Леня уже достаточно неплохо разбирался в механической части. Свои навыки решил укрепить теорией и поступил в техникум, где изучал оборудование литейного производства.

   Д армии Леонид попробовал себя в разных амплуа — работал электриком, фотокорреспондентом в газете «Миассзолото», участвовал в показательных выступлениях, танцуя в паре со своим учителем из Москвы Нелей Красновой. Служил в ПВО. Стоял в оцеплении на похоронной процессии И. В. Сталина. Вместе с Леонидом в роте были и миасцы. Это и будущий начальник прессового цеха Геннадий Горбунов, и ставший впоследствии генеральным директором УралАЗа Михаил Рязанов, и Владимир Лишневский, работавший до пенсии начальником абразивного отделения ИП.

   Псле армии сам Бог велел вернуться на автозавод. Прирожденный механик, вероятно, стосковался за два года по механизмам, успев уже поработать в литейке мастером и старшим мастером. До армии на счету Леонида было уже три рационализаторских предложения.

   Птом его дар конструктора и изобретателя раскрылся в полную мощь. Еще в 1951 году молодому специалисту Леониду Лебедеву было присвоено почетное звание «Лучший мастер автомобильной промышленности». Большая часть предложенных Леонидом Гавриловичем новшеств была внедрена в литейном производстве. До сих пор его конструкторские решения и схемы управления механизмами не претерпели существенных изменений. Можно долго перечислять изобретения и новации Л. Г. Лебедева, щеголяя сложными в произношении техническими терминами. Я приведу лишь один пример, показывающий, что эти новшества востребованы и широко используются не только на нашем заводе, но и на других крупных предприятиях страны (МАЗ, ЧТЗ, «Сибсельмаш», завод им. Колющенко).

   Рботая над совершенствованием технологического процесса выбивки опок, еще в начале 60-х Леонид Гаврилович создал уникальную инерционную выбивную решетку (ИВР-2). Идея включала много новинок. В частности, вал весом 312 килограммов был заменен на вал-трубу весом всего 9,8 килограмма. Автор получил патент на изобретение, но не сразу, а через двадцать лет.

   ИР-2 уже работала в первом и четвертом литейных цехах, когда Леонид Гаврилович, будучи в командировке, увидел в литейном цехе МАЗа до боли знакомый увесистый вал. Он поделился с белорусскими коллегами своими соображениями на этот счет, которые поначалу не были серьезно восприняты. Но весть об этом разговоре при помощи слухов дошла до главного инженера МАЗа. В следующий приезд Леонид Гаврилович имел с ним обстоятельную беседу за чертежами. После этого главный инженер загорелся идеей внедрить ИВР-2 на МАЗе.

   Дя того, чтобы понять, насколько Леонид Гаврилович увлечен своей работой, достаточно побывать у него в гостях. В квартире на самом почетном месте — кульман, позволяющий сразу же переносить технические идеи на лист ватмана, независимо от времени суток: будь то праздничный или выходной день.

   Струдничество Леонида Гавриловича с механосборочным производством началось с разработки ножниц для резки проволоки. Их особенность в том, что пневмогидравлический силовой агрегат весом всего около 9 кг создает усилие на режущей кромке до 30 тонн. А одна из последних его разработок — система смазки станков с пневмоприводом.

   Сгодня изобретатель и рационализатор Л. Г. Лебедев вновь творит за кульманом, совершенствуя пневматические схемы привода и управления. И по-прежнему наслаждается любимой работой.

   


В. ВОЛКОВ.



назад


Яндекс.Метрика