свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 67 Уральский автомобиль Суббота, 28 июня 2003 г.

ТВОРЧЕСКИЙ ТАНДЕМ

   Вуправлении главного металлурга хорошо знают Л. Иванову и

   А. Ануфриеву. Они, в числе кадровых работников, активно занимаются рационализаторской деятельностью.

   Састливый случай

   Мть была геологом, отец — старателем, а Лариса выбрала профессию литейщика. Случайно. Случай оказался счастливым. С дипломом Челябинского политехнического, около сорока лет назад, она впервые переступила порог проходной Уральского автомобильного завода. Техбюро литейного первого, второго, центральная литейная лаборатория — везде, где довелось работать Л. Ивановой, — не принесли разочарования молодому специалисту. Возможно, сложилось бы как–то по–другому, не окажись рядом Тамары Ивановны Евстигнеевой. Она в те годы занималась патентной работой. Но они встретились. Это еще одна случайность в жизни Ларисы. Интерес к профессии получил творческую окраску.

   Нд первым изобретением работала года два. А получилось неожиданно. Начальник литейной лаборатории В. Балинский поручил новую тему: разработку технологии изготовления стержней из холоднотвердеющих смесей. Такой простор для размышления! Пять разных положений, связанных с процессом, предложила Иванова. Но предложить — полдела. Оказалось, что для оформления требуется столько справок собрать! Позднее закон пересмотрели, стало гораздо проще.

   Рботой всей жизни Лариса Ибрагимовна считает свою кандидатскую диссертацию. Над ней она не спеша, вдумчиво работала долгих двенадцать лет.

   Ив 1985 году защитила ее.

    — Нам было на кого равняться. Виктор Дмитриевич Шепель. В те годы, да и позднее тоже, вряд ли найдутся люди на заводе, кто бы не знал эту фамилию. Человек–легенда: дипломатичный, корректный, увлекающийся, с неиссякаемой энергией и бодростью духа. Казалось, нет того, чего он не может. Творчество стало по сути его профессией. Рассказывают, что даже в больнице, где он находился на лечении, увидев, как убирают в палате, моют пол, предложил несложный способ усовершенствования швабры…

   

   «Дочь Петрова»

    — Так нередко раньше говорили, когда речь заходила обо мне, — с улыбкой вспоминает Антонина Федоровна Ануфриева, инженер–металлург.

   Фдора Михайловича Петрова у нас на заводе знали. Он был в числе тех, кто вместе с эвакуированным заводом им. Лихачева приехал в Миасс. Так распорядилась судьба. И нет ничего удивительного в том, что единственная дочь пошла по пути отца.

   Уилась и работала одновременно. Настойчивость помогла добиться поставленной цели, закончить Челябинский политехнический институт, найти свое место в литейном производстве завода.

   Пофессия увлекла. Стала читать техническую литературу, следить за новинками, которые публиковались в информационных листках, журналах — реферативных, «Литейщик России», «Литейное производство».

   Лтейщик — профессия творческая

   Вэтом Иванова и Ануфриева могут убедить кого угодно. Собеседницы они интересные. С ними легко общаться. Ну, а чтобы утверждение о профессии не показалось голословным, подтвердим это фактами.

   Торческий процесс — штука сложная. Когда–то, объединив свои усилия, обе женщины активно стали заниматься рационализацией. Опыты, эксперименты, оформление всего процесса, редактирование, переписка — вот лишь неполный перечень того, что нужно сделать обязательно, если доводить дело до конца. Между автором и экспертизой есть еще связующие звенья — отдел, коллеги, помощь которых тоже бывает кстати в нужный момент. Словом, труд получается коллективный.

   З годы существования творческого союза обе женщины сделали немало полезного для литейного производства. Назовем два последних изобретения: один патент получен на вещество — авторы предложили состав смеси для изготовления стержней; другой — на способ их изготовления. Оба предложения внедрены. Это позволило улучшить качество отливок и условия труда в литейных цехах.

   Торческая энергия помогла Ивановой и в другом союзе — содружестве с ЦЗЛ. Здесь результатом работы стал патент на способ изготовления керамических форм, способ получения полиуретана. На счету Ларисы Ибрагимовны ряд авторских свидетельств.

   Држать в руках патент на изобретение, к которому был нелегкий путь, авторам особенно приятно. Это результат. Ну, а еще эстетическое удовольствие вызывает сам вид документа. Он красиво оформлен, с золотистой пломбой и буквально сияет в руках.

   Ое женщины «секреты» своего творчества под замком не держат. Они выступали с докладами на научно–технических конференциях в Москве, Санкт–Петербурге, Киеве, Челябинске, Минске и ряде других городов.

   Оыт, владение профессией в совершенстве — это ли не повод поучить других? Антонина Федоровна — консультант. Студенты средних специальных и высших учебных заведений хорошо знают ее. На протяжении ряда лет она помогает в разработке дипломных проектов. Лариса Ибрагимовна уже полгода как доцент кафедры «Технология производства машин». По ее мнению, студенты 4–5 курсов — добросовестные, неглупые ребята, задают интересные вопросы, умело пользуются компьютером, у них обширные знания.

   Нпрестижность профессии литейщика… Она считает, что недостаточное финансирование сыграло тут свою отрицательную роль. Работать в литейных цехах тяжело. Но есть простор, здесь разливают металл, разнообразные операции позволяют больше двигаться, например, в сравнении с механическими цехами. На ее взгляд, работа в них кажется менее интересной: монотонный гул, стружка… Да и с точки зрения творчества у литейщиков — непочатый край возможностей. Огорчает ее, когда читает или слышит, как литейные цеха или производство называют пренебрежительно коротко — литейка.

   Вросли и стали взрослыми, самостоятельными людьми дети. Они — в других профессиях: физик, электронщик, журналист. Подрастают внуки. Вопрос юного поколения о том, что такое завод, надо думать, не поставит бабушек в тупик. Они дадут исчерпывающий ответ.

   


Эмма ХАБИНСКАЯ



назад


Яндекс.Метрика