свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 67 Уральский автомобиль Суббота, 28 июня 2003 г.

МНОГО НЕТОРНЫХ ДОРОГ ДЛЯ КУЛИБИНЫХ...

   П поводу того, что мы ленивы и нелюбопытны, еще классик сокрушался. Но среди нас немало таких, чья творческая мысль пульсирует непрерывно: хлебом не корми, только дай что–нибудь довести до совершенства, придумать, воскликнув «Эврика!» Впрочем, почему не корми?

   П словам нового руководителя заводской первичной организации ВОИР Валерия Прокаева, вознаграждение за техническое творчество у заводских кулибиных составляет от пяти до 40 тысяч рублей в год. Неплохая прибавка к зарплате.

   — Валерий Павлович, от этой аббревиатуры — ВОИР — веет чем–то далеким, советским.

    — Ну, это общество никуда с тех пор не делось. На нашем заводе оно дважды в последнее время испытывало спады в развитии — в 1998 году, когда в стране произошел дефолт, а предприятие испытывало кризис перед введением внешнего управления, и в 2002 году — при разделении. А теперь находится в стадии возрождения.

   Ктати, с недавних пор ВОИР имеет новую эмблему, да и в названии есть изменения. Теперь это не всесоюзное, а всероссийское общество.

   — Раньше, насколько мне помнится, на заводе был буквально культ рационализаторов и изобретателей. Их деятельность курировал специальный отдел — ОНТИИ. Над творческой молодежью шефствовал совет НТТМ. Существовал специальный стенд, где помещались фотографии тех, кого оригинальные идеи посещали особенно часто. Их награждали, отмечали, ставили в пример.

    — Такова в то время была политика партии и правительства. Хотя людям, наделенным творческой жилкой, во все времена приходилось нелегко. Необходимо было что–то пробивать, доказывать. Всегда существовала проблема сбора взносов, выплаты вознаграждения авторам. Конечно же, такая организация не очень–то вписывалась в новую экономическую модель, не отвечала новым требованиям времени. И перемены были необходимы.

   — И что это означало в реальности?

   — Поскольку в Уставе ВОИР было оговорено, что оно является общественной организацией, ее еще при моем предшественнике Юрии Бородине вывели за штат завода и сориентировали существовать не за счет материальной поддержки предприятия, а на хозрасчетной основе. К моменту выборов нового председателя совета ВОИР, такая переориентация была неожиданной. Сейчас подготовлен и находится на подписании договор о совместной деятельности с ОАО «АЗ «Урал», текст которого мы предварительно обсудили с техническим директором Виктором Сергеевичем Кадылкиным. С ним согласован и план работы. В ближайшей перспективе — встреча с генеральным директором ОАО «АЗ «Урал» Владимиром Леонидовичем Новиком. Надеюсь, мы с руководством завода определим общую позицию и направления хозрасчетной деятельности.

    Лично я питаю надежду, что переходный период пройдет плавно, без эксцессов. Пока так оно и есть: мы не платим за аренду помещения, услуги связи, использование оргтехники. Все это предусмотрено в договоре. Однако, думаю, как только период становления на новых условиях завершится, а произойдет это не раньше, чем через два года, рыночные отношения и здесь возобладают. А вообще, на то, чтобы как–то проявить себя, нам отвели год.

   Хтя совсем–то нас не бросают: будем работать в тесном контакте с заводским бюро патентов, рационализации и изобретательства, сокращенно БПРиИЗ. Сами они, правда, по–старому БРИЗом себя предпочитают называть.

   — Понятно, как может зарабатывать деньги слесарь, к примеру, или менеджер. Но на какие средства после получения полной самостоятельности собирается существовать ВОИР?

   — Источник доходов — отчисления совету ВОИР в результате экономии, полученной от внедрения рацпредложений, которые сейчас составляют один процент от этой суммы (мы хотим их довести до двух–трех процентов). Был замысел — формировать на договорной основе временные трудовые коллективы (ВТК) заводчан, которые бы в свободное от работы время помогали внедрению рацпредложений. К примеру, изготавливали оснастку, проводили испытания и т. д. Но технический директор пока сомневается в целесообразности их создания.

   Еть, конечно, и другие идеи, но все это пока в стадии обсуждения.

   — А каков сегодня размер взносов?

   — Сошлюсь на устав ВОИР, где отмечено, что размеры членских взносов, порядок их уплаты устанавливаются каждой организацией самостоятельно, с чем нам еще предстоит определиться.

   Заю, что на некоторых других предприятиях членами ВОИР являются только действующие рационализаторы и изобретатели, которые платят от одного до трех процентов от вознаграждения.

   — Насколько, Валерий Павлович, сегодня престижно быть членом ВОИР?

   — Разговаривая с молодыми заводчанами, я обнаружил удивительную вещь: не все из них вообще знают, что такое ВОИР. А начинаешь агитировать ребят активнее заниматься рационализаторской деятельностью — нередко высказывают сомнения: мол, зачем это, друзья засмеют. Причина такого отношения, на мой взгляд, в потере преемственности традиций в техническом творчестве.

   Еть очень способные инженеры, толковые мастера, которые творчество считают неотъемлемой частью служебных обязанностей и не оформляют своих изобретений и рацпредложений. Нередко приходится убеждать их сделать это. К тому же, в документах СТП (стандарт предприятия) с недавних пор появился пункт, позволяющий новшества, внесенные в процессе работы, оформлять как рацпредложения.

   Сйчас на заводе около двухсот официально зарегистрированных активных членов ВОИР. Кому–то, может быть, эта цифра покажется малоубедительной, но она реальна. Ведь не секрет, что в советские времена на завод «сверху» спускали план — сколько должно быть рационализаторов и изобретателей, были распространены приписки. Сейчас этого нет.

   Япо себе знаю, что творчество заразительно. У настоящего энтузиаста обязательно найдутся последователи в ближайшем окружении. Самые активные рационализаторы — это литейщики, а вот в механических цехах сложнее. И это объяснимо: характер их работы таков, что здесь меньше возможностей для творчества, но тем их идеи ценнее.

   — Помимо материальной заинтересованности, какие моральные стимулы технического творчества на заводе вы предлагаете?

   — Для того, чтобы как можно полнее узнать ситуацию с развитием рационализации и изобретательства, выявить проблемы, реальнее видеть перспективы, мы предложили анкету (сейчас ее доводят до совершенства заводские социологи). Еще в плане мероприятий, составленном как приложение к договору, — конкурс «Есть идея!» Условия его проведения мы сейчас разрабатываем совместно с дирекцией по персоналу. Конкурс нацелен на то, чтобы побудить заводчан заняться техническим творчеством.

   Уерен, что у ВОИР на нашем заводе есть перспективы, в то время как на многих предприятиях города эти организации давно уже прекратили существование.

   


Ольга БЕЛЯКОВА



назад


Яндекс.Метрика