свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 65 Уральский автомобиль Вторник, 24 июня 2003 г.

ВЯЧЕСЛАВ ГЛУХАРЕВ: «ГОРАЗДО ИНТЕРЕСНЕЙ ВНЕДРИТЬ И ПОЛУЧИТЬ РЕАЛЬНУЮ ВЫГОДУ»

   Гавный конструктор любого предприятия — это заведующий перспективой. И очень любопытно, куда заведующий перспективой может исчезнуть на две недели, а вернуться на родной завод с ровным южным загаром. Отпуск, проведённый в солярии? Канары? Всё намного проще…

   — Находился в Болгарии, где специалисты фирмы «Интерсертифика» проводили обучение международной системе качества ИСО ТС и ИСО–9001 по версии 2001 года, — объясняет происхождение загара главный конструктор автомобильного завода «Урал» Вячеслав Глухарев. — Было очень полезно, поскольку до недавнего времени системой качества заниматься серьезно мне не приходилось. Поставил перед собой цель: проникнуться ее духом и буквой.

   — Удалось?

   — Проникся, поскольку были хорошие преподаватели. Кроме того, удалось под другим углом посмотреть на свою работу и деятельность всего управления главного конструктора. Стало понятно: система качества, которая приходит на смену имеющейся, направлена не на то, чтобы получить сертификат и повесить его на стенку. Она интересна прежде всего тем, что должна приносить реальную экономическую выгоду.

   — Теперь, по логике вещей, вслед за вами духом новой системы качества должны проникнуться и остальные работники УГК…

   — На ближайшем совещании по качеству подготовлю доклад и постараюсь довести до тех, кто здесь, чему нас учили в Болгарии. Дальнейший импульс — традиционный. Попытаемся здесь развернуть это направление деятельности, чтобы максимально использовать те преимущества, которые система качества предоставляет.

   — Например, процессный подход…

   — Смысл этой системы качества как раз заключается в процессном подходе, которому уделялось много внимания. В нем подкупает то, что все построено очень логично. Процесс должен содержать «метриксы» — некие цифровые показатели, которые можно замерять и сравнивать с тем, что было ранее, и с тем, что должно быть. В частности, нам нужно придумать, как измерить и выразить в цифрах качество и количество разработок, которые мы можем сделать своим коллективом за единицу времени.

   — Теперь труд конструктора и качество разработанной им конструкторской документации можно будет измерить, чего не было ранее?

   — Этого требует система качества. Если у вас нет числовых величин, то вы ей просто-напросто не соответствуете. С одной стороны, ничего страшного: можно пока продолжать работать как раньше. Но гораздо интереснее, хоть и тяжелее, внедрить и получить реальную выгоду.

   — В свое время вы объявили, что УГК начинает формировать систему опций. В чем суть этого процесса?

   — Та система опций, которая существует сейчас на заводе, напоминает аналоговую вычислительную машину. На мой взгляд, она несколько расплывчата и неконкретна. Та система, которую мы попытаемся сделать, будет больше ориентирована на современные компьютерные технологии, хотя от некоторых традиций мы уходить не станем, чтобы не погрузить завод в хаос.

   Сысл системы опций в следующем. Мы намерены делать документацию на базовый автомобиль с нулевой комплектацией, который будет служить «фундаментом». Но по требованию потребителя мы будем устанавливать на него дополнительные компоненты: кондиционер, отопитель, лебедку и т. д. Упомянутые узлы и будут являться опциями, на которые будет составляться небольшая спецификация, что заметно упростит нашу работу. За счет таких «кирпичиков» и будет наращиваться «фундамент».

   Псле приобретения соответствующего программного обеспечения специалисты Торгового дома «АвтоУрал» будут иметь в своем распоряжении окошки со списком моделей и опций. Приходит к нему потребитель и говорит: мне нужен базовый автомобиль, но установите туда дополнительные компоненты. Если «кирпичики» были изначально одобрены, то автомобиль под заказ формируется без участия конструктора. Если нет, то помощь технического специалиста все-таки потребуется.

   — Сколько времени вы отводите себе для того, чтобы перейти на систему опций?

   — Я думаю, что в этом году мы представим пилотный проект системы. Начало этой работе положено уже сейчас: мы выделили несколько базовых моделей автомобилей «Урал», а остальные считаем их исполнением. Теперь нужно двигаться дальше. Базовые модели останутся прежними, а исполнения будут нумероваться по-другому — через систему опций.

   — Какие преимущества от внедрения системы опций получит УГК?

   — Мы намерены высвободить конструкторские мощности для того, чтобы заниматься делом — непосредственно разработкой чего-то нового.

   — На реализацию каких проектов будут направлены высвобожденные конструкторские мощности?

   — В настоящий момент мы проводим диверсификацию производства: за счет имеющихся конструкторских решений, не втягивая завод в дорогостоящую подготовку производства, стараемся максимально расширить гамму выпускаемых автомобилей и придать им дополнительные свойства. Уже начали появляться автомобили капотного исполнения с кабиной гаммы «Р». Торговый дом «АвтоУрал» отмечает рост интереса к серийным шасси «Урал» с бескапотной кабиной производства СП «IVECO–УралАЗ». Есть задача выйти на производство дорожных автомобилей с колесной формулой 6х4. Причем, они могут быть трех типов: с традиционной кабиной, кабиной гаммы «Р» бескапотного и капотного исполнения.

   И разработок чего-то нового — начали подготовку к переходу на «Евро-3», продолжаем работу по оснащению автомобиля умной электроникой. Имеются потребители, которым это интересно, и поставщики, которые предлагают разработать системы бортового контроля. Предполагается даже система спутниковой навигации. Это не наша разработка, но мы активно участвуем в упомянутом проекте и готовимся применять его результаты на своих автомобилях.

   Еть и другие интересные разработки. Например, традиционная кабина с высокой крышей, улучшенным интерьером и спальным местом, и уже сейчас завод готов выпускать их под заказ. Знаем «дыры» по агрегатному составу, которые тоже постараемся ликвидировать. Этот перечень проектов — далеко не полный.

   — Известно, что в нынешнем году успехом завершился один из проектов модернизации автомобилей — усиление переднего моста…

   — Усиленный передний мост — это большое дело. Когда мы внедряем в производство какой-то ключевой узел или систему, то получаем возможности для расширения гаммы автомобилей. Внедрили 6,5-тонный мост — получили возможность делать нормальные автомобили капотной компоновки, без опасения перегрузки.

   — Насколько известно, модернизация серийных автомобилей продолжается. Например, стоит задача по переходу на применение прямого лонжерона…

   — С конструкторской точки зрения проект должен быть реализован успешно. Вопрос по прямому лонжерону поставлен был жестко. Собрали специалистов технических служб и сказали: «Считайте, что лонжерона у вас нет. Ваши действия?». Необходимость — мать изобретения. Конструкторское и технологическое решение было найдено, и в настоящий момент собирается опытный образец автомобиля, который по примерным подсчетам появится в конце месяца. После этого проверим его кинематику, испытаем, вынесем вердикт.

   — В советские времена испытания автомобиля «Урал» проводились часто и долго. Каковы современные тенденции?

   — Основная тенденция — провести испытания дешевле и быстрее, но не в ущерб качеству. Сейчас ведем работы, цель которых — смоделировать в компьютере дорожные условия, то, как они нагружают автомобиль и то, как он воспринимает нагрузки. Думаю, что в течение 1,5-2 лет нам удастся осуществить поставленную цель.

   — Неужели виртуальные испытания эффективней настоящих?

   — То, что в мире есть компьютеры, способные провести ресурсные испытания быстрее, а кинематику проверить точнее, — это факт. Но есть и другая сторона медали. В действительности автомобиль имеет разброс параметров. А то, что получается в компьютере, — это точная математическая модель с нулевыми допусками. Поэтому рассчитываем гармонично сочетать компьютерные испытания с реальными. База экспериментально-исследовательского производства позволяет делать очень многое. Например, недавно мы проводили там сертификационные испытания кабины гаммы «Р», пытались ее раздавить, имитируя переворачивание автомобиля. Результат — устояла и даже оказалась пригодной к дальнейшей эксплуатации.

   — Недавно на заводе побывала делегация немецкой фирмы «Knorr-Bremse». Следствие визита — опытная партия автомобилей «Урал» с системой ABS иностранного производства. В рамках автофорума, который прошел в Нижнем Новгороде, специалисты автомобильного завода «Урал» проводили переговоры с японскими производителями комплектующих. Это свидетельство того, что завод, улучшая потребительские свойства автомобилей «Урал», намерен делать ставку на иностранного производителя?

   — Вовсе нет. Например, Министерству обороны России, которое и сейчас считается нашим важнейшим заказчиком, ничего иностранного не нужно. Зато есть потребители, которые готовы выложить за дополнительные свойства автомобиля, которые он приобретает вследствие использования импортных комплектующих, хорошие деньги. Для того, чтобы удовлетворить такие желания, связей у завода в настоящий момент хватает. Например, в вахтовых автобусах «Урал» устанавливается независимый отопитель «Вебасто» — очень надежная система, которая заказчика вполне устраивает.

   — Отечественные производители комплектующих выдерживают конкурентную борьбу с иностранцами?

   — Могу привести пример. При аналогичной внешней конфигурации и потребительских свойствах задние габаритные фонари отечественного производства в два раза дешевле импортных. А общая ситуация вполне понятна: в чем-то российские комплектующие выигрывают, в чем-то проигрывают.

   — Проблемой начала нынешнего года для автомобильного завода «Урал» стал переход на использование двигателя «Евро-2». В настоящий момент острота вопроса снята?

   — Двух– и трехосные автомобили «Урал» с двигателем «Урал» производятся серийно. В настоящий момент занимаемся снижением затрат по его изготовлению и исправляем выявляющиеся недочеты в конструкции.

   Поблема перехода на использование «Евро-2» пока сохраняется у четырех-

   осного грузовика, в связи с чем автомобильный завод «Урал» пока не выпускает автомобили «Урал-5323» и «Урал-532365» с двигателями «ЕВРО-2». Но ждать осталось недолго.

   — Много разговоров идет о том, что ярославский двигатель «Евро-2» уступает своему предшественнику по техническим характеристикам. Каково ваше мнение?

   — На конференции потребителей, прошедшей в феврале, мы ставили рядом два самосвала. Один из них был оснащен двигателем ЯМЗ-238 («Евро–0»), другой — ЯМЗ236НЕ2 («Евро–2»). Они двигались и преодолевали препятствия одинаково, поэтому, на мой взгляд, разговоры, о которых вы упомянули, беспочвенны.

   Мгу лишь отметить, что двигатель «Евро–2» действительно стал заметно сложнее. По-другому и быть не могло, потому что щадящее воздействие на окружающую среду даром не дается. Кроме того, существует разброс параметров двигателя. Кому-то попадется силовой агрегат, чьи характеристики ближе к расчетным, кому–то нет. Но совершенно понятно, что Ярославский Моторный Завод, также, как и мы, заинтересован в том, чтобы их новая продукция была только лучше.

   


Дмитрий ФЕДЕЧКИН



назад


Яндекс.Метрика