свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 56 | Суббота, 31 мая 2003 г. | |
УДОБНАЯ ШТУКА Очем мечтают родители, отправляющие своего ребенка в первый класс? Наверное, об одном и том же. Чтобы их драгоценное чадо училось на одни пятерки, было здоровым и легко адаптировалось в новой, непривычной для него обстановке. К сожалению, такое бывает далеко не всегда. И очень часто приходится слышать сетования родителей на то, что ребенок не отличается особым терпением и усердием в освоении школьных дисциплин, учится из рук вон плохо. А ведь ему всего девять… Что будет дальше? Перца в блюдо добавляют и медики, констатируя тот факт, что относительно здоровыми, без серьезных патологий, в школу приходят лишь единицы первоклассников, к старшим классам отменным здоровьем не может похвастаться уже никто из учеников. Почему это происходит? И в чем педагоги видят выход из сложившейся ситуации? Об этом я беседую с руководителями «Начальной школы — детского сада» N№58 (машгородок), коллектив которого одним из первых в нашем городе начал эксперимент по созданию образовательного учреждения нового типа, обучающего и воспитывающего детей с двух лет до десятилетнего возраста. На мои вопросы отвечают заведующая Ирина Михайловна Сотникова и заместитель директора по учебно-воспитательной работе Наталья Владимировна Аракчеева. — В чем отличие учебно-воспитательного комплекса от начального звена школы? — Отличия видны уже невооруженным глазом. Во-первых, дети остаются в том же учреждении, что и раньше, — в привычной обстановке, в знакомом коллективе детей и взрослых. Их окружают все те же атрибуты детсадовской жизни, которые сопровождали их в течение нескольких лет. А это значит, что ребенку не нужно привыкать к новой среде, он не испытывает сложностей адаптации. В-вторых, сама программа, по которой мы работаем, универсальна. (Ее авторы — коллектив педагогов-новаторов, работающих под руководством академика Алексея Леонтьева). Она рассчитана и на дошкольное детство, и на школьный возраст. Причем, ребенок не только получает те знания, умения и навыки, которые должен иметь в этом возрасте, но и развивается как личность, значительно оздоравливается. Кстати, авторы программы, проводя исследование ее результатов, пришли к выводу, что здоровье детей, проходивших подготовку к школе по долгосрочной программе «Школа 2100» заметно лучше, чем тех, кого готовили по другим программам. И как следствие — 70 процентов из них показали высокий уровень интеллектуальной и личностной готовности к школе, тогда как при подготовке по другим программам высокий уровень готовности выявлен только у 30 процентов детей. Ив–третьих, режим занятий с детьми в таких учреждениях, как у нас, все-таки более щадящий, чем в обычной общеобразовательной школе. При каждом классе есть комната отдыха, кухня и туалет. Первоклассник посещает общую столовую, музыкальный и спортивный залы, библиотеку, бассейн. Он так же, как и любой детсадовец, участвует в кружковой работе по изодеятельности и хореографии, театральному искусству, в работе творческих мастерских и вовсе не чувствует себя оторванным от активной детсадовской жизни. В этом плане за десять лет существования учреждения нам удалось решить очень важную задачу — устранить разрыв между школой и детсадом, сохранив самоценность дошкольного детства. — В школу, как правило, приходят дети разного уровня подготовки. В обычном классе занимаются и сильные, и слабые ученики. Учитель вынужден подбирать для каждого индивидуальные задания. Стоит ли перед вами такая проблема? — Программа «Школа 2100» рассчитана на детей с разным уровнем подготовленности к школе. И если вы посмотрите учебники, то увидите, что весь материал в них разбит на части по степени сложности. Ребенок сам выбирает те задания, которые ему оказываются по силам. К примеру, если это грамматика, то на развороте учебника есть страница для читающих и страница для тех, кто только учится читать и писать. Постепенно, к концу первого полугодия, ученики выравниваются в знаниях. Н большинство ребятишек мы ведем все же с двухлетнего возраста. И поэтому имеем возможность проследить их развитие с раннего детства и до школы. В рамках программы «Школа 2100» нашей творческой группой разработан материал, помогающий подготовить детей к первой ступени обучения. Он состоит из трех разделов: «Готовимся к школе», «Работа с родителями» и «Диагностика инструментария». Все это широко используется в работе воспитателей. — Есть ли у вас сведения об успехах и проблемах ваших учеников? — Разумеется, связи не теряем. Наблюдаем за успехами детей, посещая школы, где учатся наши выпускники, стараемся выяснить причины проблем. Это нужно уже затем, чтобы учесть недочеты и ошибки воспитания и в будущем построить свою работу так, чтобы они не повторялись. Рдители — народ требовательный. Недовольство, критика в адрес заведения, где учатся их чада — обычное дело. Но вот что я заметила: из десяти опрошенных мною мам и пап никто не сказал, что жалеет о сделанном выборе. Напротив, отзывы об УВК я услышала только самые хорошие: и что коллектив прекрасный, и место расположения детского сада удобное, и что ребятишки ходят с удовольствием, а мамы с желанием водят туда своих детей… Кстати, тут же представилась возможность и убедиться в этом. Когда я уже прощалась со своими собеседницами, молодая мама привела за руку в кабинет заведующей своего трехлетнего сына. Она заранее думает о том, что ее ребенок потом пойдет учиться в начальную школу. Ведь что ни говори, а детский сад и начальное звено под одной крышей — удобная штука.
Виктория КРЕЦЮК
|
назад |