свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 48 Уральский автомобиль Вторник, 13 мая 2003 г.

ПОСТАНОВКА РАБОЧЕГО ЗАДАНИЯ, ИЛИ КАК РУКОВОДИТЕЛЮ ДОБИТЬСЯ, ЧТОБЫ ЕГО СЛУШАЛИ

   Кк руководитель вы постоянно вынуждены давать устные распоряжения. На первый взгляд, это несложная обязанность. Однако она требует умения точно и понятно формулировать задачу. Исследователями подмечено, что около 50 процентов распоряжений руководителей остаются либо проигнорированными, либо неверно понятыми. Причем в расчет не берется явный саботаж. Эффект «испорченного телефона» в общении начальника и подчиненного обычно возникает по следующим причинам:

   ь Распоряжение нечетко сформулировано, туманно, многословно, с использованием заумных речевых конструкций или «вырвано из контекста» общего дела.

   ь Выбрано не лучшее время.

   ь Задание дается сотруднику без учета зоны его компетенции, квалификации, навыков, опыта.

   ь Недоговоренность: «за кадром» остаются сроки, результаты, приоритетность и важные подробности выполнения работы.

   ь Эмоциональный посыл, который исходит от руководителей: он повышает голос или явно демонстрирует сомнение в том, что подчиненный справится с заданием.

   Пи этом подчиненные также заинтересованы в четкой и понятной постановке рабочего задания. Так, по результатам социологического опроса 20 процентов работников ожидают от своего руководителя «четкости и ясности в поставленных производственных задачах».

   Поблема эффективного общения между руководителем и подчиненным достаточно глубока и требует комплексного подхода. Однако у нас с вами есть возможность в рамках данной статьи определить основные шаги к улучшению процесса постановки задачи перед работником.

   Пежде чем давать задание, руководителю стоит для себя самого просто и лаконично сформулировать, чего он хочет. Качественно выполнить задание мешает и то, что исполнитель не знает, куда будет «встроен» результат его усилий.

   Нобходимо не просто давать задание, а объяснять, как оно вписывается в рамки общей деятельности подразделения. Время, потраченное на объяснение, никогда не бывает потерянным: работа выполняется намного лучше. Чувство ответственности у работника возрастает, когда у него есть возможность заглянуть на несколько шагов вперед и оценить результат своей работы. Или увидеть последствия, к которым приведет ее невыполнение.

   Каткие рекомендации для эффективной постановки задания

   Пймать взгляд

   Мжно ставить крест на задании, если оно поручено в тот момент, когда сотрудник уже чем-то занят. Нужно не только дождаться, когда человек освободится, но и поймать его взгляд во время разговора. Такой контакт называют «реакцией зрачка».

   Вегда готов

   Пежде, чем поручить человеку что-то серьезное, необходимо оценить, насколько он готов выполнить эту работу. Причем учитывать стоит все нюансы: про-фессиональный уровень, зону его компетенции, выполнял ли он подобные поручения раньше, и даже настроение подчиненного.

   Торческие задачи нельзя поручать сотруднику, у которого «не горит глаз». Инструкции, которые даются новичкам, должны быть более детальными, чем поручения опытным работникам. Чем меньше у подчиненного опыта и знаний, тем подробнее должны быть инструкции. Чем меньше он настроен на работу, тем более побуждающим к действию должно быть распоряжение руководителя.

   Рзультат

   во всех подробностях

   Нкогда не будет лишним спросить, как понял вашу просьбу подчиненный. Таких контрольных вопросов может быть несколько. Например, спросить, какие — ресурсы временные, человеческие, информационные — потребуются работнику, чтобы успешно справиться с задачей. Часто серьезное задание срывается из-за мелочей, поэтому вполне уместно расписать его выполнение по шагам. Как бы вы ни построили общение с подчиненным, надо стремиться к одинаковому видению результатов ваших общих усилий. Подчиненный должен чувствовать разницу между выполненным заданием и качественно сделанной работой. Необходимо найти критерии оценки и убедиться, что они понятны обеим сторонам. То же самое касается сроков, причем иногда полезно назначить промежуточные сроки для контроля.

   Эергетический заряд

   Ее одна распространенная ошибка руководителей — неправильный баланс разумного и эмоционального в разговорах с подчиненными.

   Ндо постараться соблюсти непростое равновесие в общении — поставить себя так, чтобы сотрудник побаивался вас как начальника, но не боялся выглядеть глупым, задавая вопросы.

   Н! Главное правило — разговаривать с человеком так, чтобы это давало положительный энергетический и эмоциональный заряд, побуждало к действию. Любые оттенки неуважения, антипатии и намеки на личную и профессиональную несостоятельность здесь неуместны.

   П материалам управленческого тренинга подготовила

   И ГАРИПОВА,

   социолог дирекции по персоналу и социальным программам.



назад


Яндекс.Метрика