свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль Уральский автомобиль Уральский автомобиль
Вторник,
27 ноября
2001 г.
№ 134
Уральский автомобиль

«МЫ ПО-ПРЕЖНЕМУ ОБЕЩАЕМ ТОЛЬКО ТО, ЧТО РЕАЛЬНО МОЖЕМ ВЫПОЛНИТЬ»

В. В. Панов.   Уральские автозаводцы накануне 60-летия родного предприятия находятся в прекрасном настроении. Однако, как бы банально это ни прозвучало, торжественные мероприятия вскоре закончатся, а им на смену придут обычные трудовые будни: со своими проблемами, трудностями, планами и перспективами. Сегодня своими соображениями о текущей ситуации на Уральском автозаводе на страницах нашей газеты делится внешний управляющий ОАО «УралАЗ» Валерий Викторович Панов. Тем более, что в судьбе нашего предприятия в последнее время произошло немало нового.

   — Валерий Викторович, расскажите, как прошел пятый инвестиционный симпозиум в Бостоне (США), в работе которого Вы принимали участие?

   — В составе российской делегации, которую возглавлял министр экономического развития и торговли Герман Греф, было около ста человек: губернаторы, руководители министерств, крупные промышленники. Американскую сторону также представляли члены правительства, политики и производственники. Участие в этом мероприятии было чрезвычайно полезным и для меня лично, и для Уральского автозавода, поскольку в такой атмосфере зарождаются новые связи и контакты. В рамках симпозиума состоялось несколько деловых встреч с представителями американского «ЭКСИМ» банка, который специализируется на кредитовании предприятий, в том числе и российских, под гарантии правительства США. Благодаря контактам на протяжении полутора лет, наши отношения сейчас вышли в ту стадию, когда можно вести речь о конкретных сроках и суммах. В 2002 году такое кредитование для развития инвестиционных проектов автомобильного завода «Урал» может стать реальностью. Кроме того, очень полезной для продвижения сбыта нашей продукции на американский континент была встреча с торговым представителем России в США Михаилом Борковым.

   — Как Вы оцениваете ситуацию вокруг нашего предприятия?

   — Меня настораживает то, что у наших основных потребителей, нефтяников и газовиков, наступают не лучшие времена из-за падения мировых цен на нефть. Как известно, этот показатель для России является экономическим барометром. Кроме того, нестабильность в мире, связанная с международным терроризмом, тоже, при неблагоприятном стечении обстоятельств, может повлиять на нашу экспортную программу.

   — Валерий Викторович, в переходный для Уральского автозавода период на Вас лежит ответственность по обеспечению законности происходящих процессов. Насколько сложна и объемна эта работа?

   — Начну, пожалуй, с юридических тонкостей. Федеральный закон о несостоятельности и банкротстве обязывает арбитражного управляющего, в случае реструктуризации и создании на базе имущественного комплекса предприятия-должника «дочерней» компании, оставаться ее первым руководителем до момента проведения первого собрания акционеров. В противном случае, появляется возможность для вывода за пределы завода части имущества, в результате чего могут пострадать кредиторы. Именно поэтому я продолжаю оставаться генеральным директором автомобильного завода «Урал» и несу за него непосредственную ответственность, несмотря на то, что мною был назначен исполняющим обязанности гендиректора Владимир Леонидович Новик. Все имущество, переданное в другие «дочерние» предприятия (например, «УралАЗ-строй»), также подлежит контролю. Поскольку Уральский автозавод является их единственным собственником, я нахожусь в курсе текущих событий и имею возможность для того, чтобы повлиять на принимаемые внутри «дочек» решения.

   — Несколько дней назад в отношении Вас было закрыто очередное надзорное производство. Каков итог проведенной проверки?

   — Хочу отметить, что в Уральском федеральном округе ни один арбитражный управляющий за время своей работы не подвергался такому количеству проверок, сколько выпало на мою долю. По итогам последнего, третьего по счету надзора, несмотря на то, что он проходил по самой серьезной программе, мне не вынесено ни единого предупреждения или замечания.

   — Для чего потребовалось проведение собрания кредиторов, прошедшего 17 ноября?

   — Отмечу сразу, что 17 ноября проходило не отчетное собрание. Его проведение было вызвано тем, что некоторые кредиторы пожелали узнать о текущей ситуации на заводе. На эту просьбу мы откликнулись незамедлительно, поскольку всегда проводили открытую политику. На этом собрании я доложил о том, что сделано на предприятии в последние месяцы, как идет работа по реструктуризации, погашению кредиторской задолженности и размещению акций автомобильного завода «Урал».

   — Будущие собственники автозавода «Урал» определены?

   — 51% акций автомобильного завода «Урал» будет по закрытой подписке продан трем компаниям: ООО «РусПромАвто», торговому дому «АвтоУрал» и ООО «Предприятие по обеспечению транспортных и дорожных организаций». Что касается «РусПромАвто», то этот холдинг в настоящий момент сосредотачивает в своих руках акции интересующих его заводов, чтобы впоследствии связать их в единый технологический цикл и наладить между ними кооперационные связи. Блокирующий пакет акций (25% +1 акция), как и планировалось, будет передан государству в счет погашения мораторной задолженности.

   — Позволит ли продажа акций автомобильного завода «Урал» рассчитаться со всеми кредиторами?

   — Еще в 1998 году, когда началась процедура внешнего управления, было очевидно: даже за счет продажи всего своего имущества завод полностью рассчитаться с кредиторами не сможет, поскольку величина задолженности превышает активы предприятия. Тем не менее, мы пошли по самому сложному пути – подняли производство, раскрутили бизнес, вернули предприятию доброе имя. Но даже при таком варианте денег на всех не хватит, о чем мы честно и открыто говорим. Тем не менее, завод будет стараться максимально удовлетворить требования кредиторов. На сегодняшний день задолженность первой, второй и третьей очереди погашена на 100%. В ближайшей перспективе — расчет с бюджетами всех уровней, внебюджетными фондами, по медицинскому, социальному и другим видам страхования.

   — Как сегодня идет процесс реструктуризации на заводе?

   — Любая реструктуризация -- это сложный процесс. Мы постарались сделать так, чтобы он прошел незаметно и безболезненно для работников предприятия. Реструктуризация протекает согласно намеченному плану и движется к своему логическому завершению, хотя говорить сегодня о ее скором окончании преждевременно. Самое главное заключается в том, чтобы после этого процесса наше предприятие, как флагман отечественного автомобилестроения, могло развиваться дальше.

   — Определены ли судьбы транспортного и энергетического производств в процессе реструктуризации?

   — Кредиторам предложен план, согласно которому транспортное и энергетическое производства будут выделяться в отдельные юридические лица — общества с ограниченной ответственностью. Так будет проще заниматься основным видом деятельности и следить за экономической эффективностью работы автомобильного завода «Урал». Бизнес-план показывает, что неплохая перспектива есть у энергетической компании, которая будет называться «УралАЗ-энерго». Сегодня специалисты работают по транспортному предприятию «Урал-транспорт», потому что у него имеется ряд нерешенных экономических вопросов.

   — Совсем недавно в областной прессе Уральский автозавод был назван образцово-показательным в ряду предприятий, проходящих через горнило процедуры финансового оздоровления. Как Вы относитесь к таким заявлениям?

   — Я стараюсь воздерживаться от подобных оценок. Хочу подчеркнуть, что процесс арбитражного управления на заводе еще не окончен. Можно хорошо двигаться на протяжении дистанции, но провалить последний этап и не достигнуть результата. Да, мы не забыли, с какими трудностями нам приходилось сталкиваться в самом начале. Я помню, как шел по цеху в 1998 году, а мне навстречу спешили, срываясь с рабочих мест, люди: чтобы задать вопрос, порой нелицеприятный, бьющий прямо в лоб. Именно тогда нами была выбрана методика — обещать только то, что можно реально выполнить. Сегодня положение на предприятии изменилось кардинально. Но, тем не менее, вес не зафиксирован, поэтому итоговую оценку делать рано.

   Чо касается положительных промежуточных результатов, то они — прежде всего, заслуга работников предприятия, имеющего уральский дух и характер. Подчеркну: это заслуга не Панова, а всей управленческой команды и двадцатитысячного коллектива.

   — Что, на Ваш взгляд, сейчас является наиболее важным для миасских автозаводцев?

   — Сегодня для нас очень важно не останавливаться на достигнутом. Мне бы хотелось, чтобы похожая на игру слов смена названия предприятия ни в коем случае не отразилась на судьбах его работников. Искренне надеюсь, что новые собственники будут сознательно и ответственно нести знамя Уральского автозавода, а коллектив, наряду с развитием новаций, почувствует и укрепление традиций.

   — Очень много слухов ходит о том, что в ближайшее время Валерий Панов покинет Уральский автозавод...

   — Моя перспектива, думаю, ни у кого не вызывает сомнений. Лично я спокоен и, как менеджер, никаких предложений со стороны не рассматриваю. Мои ближайшие планы -- это работа на Уральском автозаводе, потому что процедура арбитражного управления продлится на предприятии еще год-два как минимум. Кроме того, я ни на минуту не забываю о том, что я -- депутат Законодательного собрания области, избранный по Автозаводскому округу. Весь отведенный депутатский срок я намерен честно и плодотворно отработать на благо людей, которые оказали мне доверие. Сегодня наступает пора, когда я должен начать возложенные на меня надежды оправдывать.

   — Вопрос к Вам и как к руководителю, и как к депутату Законодательного собрания: решена ли проблема со школой искусств? Насколько известно, позиции администрации города и завода по этому вопросу расходятся...

   — Школа искусств была построена на средства, вложенные Уральским автозаводом. Сегодня единственная сложность заключается в том, что ни город, ни область не хотят платить за этот объект. Поймите меня правильно. Школа искусств числится на балансе УралАЗа, поэтому я, как арбитражный управляющий, просто так не могу подарить этот объект, а затраты куда-то списать, поскольку такие действия являются уголовно наказуемыми. Думаю, что совместно с администрациями Челябинской области и Миасса мы сможем найти вариант, устраивающий всех. Причем, завод не требует за выполненную работу деньги. В частности, мы предлагаем такой вариант, при котором на сумму выполненных строительных работ будет погашена часть мораторной задолженности, накопленная в 1997-1998 годах.

   — Валерий Викторович, наша беседа проходит накануне 60-летнего юбилея Уральского автозавода...

   — Любая история подразделяется на конкретные этапы развития, эпохи. Для Уральского автозавода первый этап пришелся на суровую военную годину, когда автозаводчане работали по принципу: «Все для фронта, все для победы». И, надо отметить, что наши земляки сделали все возможное и невозможное, когда за короткое время на неподготовленном месте построили завод, который сначала стал производить моторы, а затем и, непосредственно, грузовики. Действительно, «Захар» -- это автомобиль, который пропахал нелегкие дороги войны, опален во множестве сражений и боев.

   Зтем был этап целины, где лучшим был «Урал-ЗиС-355». В воплощение проекта было также вложено много сил и душевных средств, как и в последующие героические вехи: «Урал-375», «Урал-4320» и т. д. И мы несем непосредственную ответственность за то, чтобы славный путь Уральского автозавода не прекратился, а получил новое дыхание, импульс для ускоренного развития. Сегодня на предприятии -- рабочая, конструктивная атмосфера, накануне юбилея основные показатели находятся в норме. Я надеюсь, что те преобразования, которые сейчас происходят, позволят Уральскому автозаводу продолжить славный путь к достижению великих целей.

   — Валерий Викторович, спасибо за беседу.

   


Д. ФЕДЕЧКИН.



назад


Яндекс.Метрика