свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 47 | Четверг, 8 мая 2003 г. | |
КИНО С ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ Собщение о начале Великой Отечественной войны, по словам Павла Федоровича Тудвасева, в его детской памяти как-то не запечатлелось. Не удивительно, ведь было ему всего 7 лет, и жил он с сестрами (старшей и младшей) в глухой деревушке на реке Чусовой. Отец ушел на фронт. Мать лежала в больнице соседнего села, часах в двух ходьбы. Старший, но также несовершеннолетний, брат уехал на заработки и лишь изредка навещал родственников, помогая продуктами. Нтуральное хозяйство, которым жили в начале войны Тудвасевы, оказалось, фактически, на еще не окрепших плечах Павла. В первый класс он только через год пошел, когда переехали жить в село Кын, где была школа и находилась на излечении мать. Ообого голода поначалу не испытывали — люди привычные. В мае 1943 года, когда Павел перешел во второй класс, как-то вечером пришел к ним местный зоотехник и говорит матери: «Давай-ка мне Пашку, пастуха моего на фронт забирают». Иначал Павел работать, сначала подпаском, затем пастухом. Второй класс пришлось пропустить. «Хоть дождь, хоть снег, хоть с неба камни, а скотину выгоняй! — вспоминает Павел Федорович о своих первых университетах. — Мок под дождем, замерзал отчаянно, весь в обносках, и поесть совершенно нечего. Именно тогда я понял, что такое настоящий голод». Мжно себе представить, как ценилась домашняя скотина многодетными семьями, чаще всего оставшимися без взрослых кормильцев. Стадо могло пострадать и от воров, движимых диким чувством голода. Так что ответственность в работе пастуха, вчерашнего первоклассника, находилась на предельно возможном уровне. Какая могла быть учеба, если после работы до койки еле доползаешь. А дома тоже дел по горло. «Берем лошадь — и в лес, за сеном, — рассказывает Павел Федорович. — Если за дровами на гору отправишься, то с запряженной лошадью в село уже никак не спуститься, уж больно круто. Поэтому вместе с такими же, как я, подростками, скатывали груженные дровами сани с горы осторожно, на цепях». П возвращении с фронта отец настоял, чтобы Павел продолжил учебу. Занятия в школе проводились в две смены, часто впотьмах. Все остальное время по-прежнему занимала работа. Онажды мама принесла детям яблоко и разделила на четыре равные части, а они в один голос спрашивают: «Мам, а что это такое?» В то время Павлу было 12 лет, испытать пришлось многое, а вот яблоко увидел и попробовал в своей жизни впервые. С каким наслаждением при тусклом свете чадящего фитилька ели дети свои четвертинки! Вконце 40-х годов Павел впервые попал в кинотеатр. Забрались они тогда со сверстниками за полотно экрана и смотрели фильм про войну с обратной стороны. Ужас как интересно было! От грохота взрывов дух перехватывало! Эот эпизод символизирует все военное детство, прошедшее за сценой боевых действий. Пору, полную недетских лишений, радостей и горестей, которых с лихвой бы хватило на многих взрослых. Всельской школе было тридцать выпускников десятых классов. Наверное, молодые годы этих юношей и девушек мало чем отличались от юности Павла Тудвасева, уехавшего затем осваивать чужие края. Так он осел в Миассе. Тридцать пять лет отработал на автозаводе. Выйдя на заслуженный отдых, он ненадолго вернулся в родное село за документами, подтверждающими его право называться тружеником тыла. Когда отдал требуемую справку местному чиновнику, тот воскликнул: «Да кто же тебя, дедушка, в девять-то лет работать заставил?! И что ты мог делать в этом возрасте?!» Пришлось объяснять. Вжизни Павла Федоровича было и прохождение строевой. Как только исполнился 21 год, направили в военное училище. Через три года, получив офицерское звание, отправился в Польшу, где три года служил командиром батареи. Жена устроилась в радиоузел той же части. В конце 50-х молодая чета Тудвасевых попала под вторую волну хрущевского сокращения вооруженных сил, что заставило вернуться в Миасс. Сазу по прибытии бывший лейтенант, а теперь работник автозавода Павел Тудвасев наткнулся в свежем номере «Миасского рабочего» на объявление о приеме в вечерний институт. И вновь проснулась в нем чуть притупившаяся за годы службы жажда знаний. Все экзамены сдал с ходу, что теперь объясняет хорошей базой, созданной школьными учителями. Особенно в сельской школе повезло ему с преподавателем математики. Павел Федорович до сих пор своему внуку, студенту техникума, помогает задачки решать. Лшь один плюс был в этой полной лишений юности: выработалась и укрепилась стойкая привычка к труду. И эта привычка неоднократно выручала в жизни не только самих детей войны, но и, похоже, передается по наследству. Павел Федорович считает, что двум его сыновьям опять же крупно повезло со школьными учителями. Старший, Евгений, закончил медицинский факультет Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы и теперь работает в Москве. Младший же, Андрей, после окончания Миасского автомеханического техникума и службы в армии продолжил учебу в Екатеринбурге. Пдагоги школы N№ 26 Клавдия Михайловна Павлова и Нина Ивановна Бородина, по словам Павла Михайловича, дали его сыновьям самое главное — развили здоровое любопытство и тягу к знаниям. Хотя, возможно, пример отцовского военного детства, также сыграл воспитательную роль. Ведь он учит без посторонней помощи преодолевать возникающие на жизненном пути трудности.
Владимир ВОЛКОВ
|
назад |