свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 44 | Вторник, 29 апреля 2003 г. | |
МАРКЕ «УРАЛ» — 45 ЛЕТ Юилей этого автомобиля следует отмечать не только его создателям, но, наверное, и всей автомобильной промышленности России. Немного в Советском Союзе было автомобилей, созданных советской наукой на основе наших технологий и в то же время завоевавших признание во многих странах мира. В1958 году силами экспериментально-конструкторского отдела Уральского автомобильного завода был создан первый опытный образец полноприводного трехосного автомобиля высокой проходимости «УРАЛ-375», глубоко модернизированные модификации которого и по сей день находятся в производстве. Таким образом, в этом году отмечается 45 лет со дня рождения марки автомобиля «УРАЛ». Под этим именем он отложился в памяти и сознании автомобилистов Советской и теперь — Российской армии, в армиях многих стран Азии, Африки, Южной Америки, всех бывших стран — членов Варшавского договора и у автотранспортников в разных отраслях народного хозяйства. Кконцу 40-х годов двадцатого столетия в автомобильном производстве советских автозаводов уже появились первые серийные полноприводные грузовые автомобили «ЗиС-151» и «ГАЗ-63», во многом повторявшие «ленд-лизовскую» технику Второй мировой войны по монтажным параметрам, а в некоторых случаях — и по конструкции основных агрегатов. А в начале 50-х годов перед Главным автобронетанковым управлением Министерства обороны СССР встала задача по созданию новых типов вооружений, в том числе и трехосных автомобилей, с новыми параметрами по проходимости, грузоподъемности. Были выработаны и основные требования к этим автомобилям: высокая проходимость по бездорожью, преодоление подъемов до 30-35 градусов, окопов и рвов, надежность и безотказность в работе и т. д. И эти же автомобили должны были найти широкое применение в народном хозяйстве при освоении Крайнего Севера и просторов Сибири. В1953 году техническое задание было передано для разработки в московский Научно-исследовательский автомоторный институт (НАМИ). Это решение о передаче технического задания в НАМИ было продиктовано тем, что здесь с момента создания института непрерывно велись работы по изучению способов увеличения проходимости. Главной задачей при разработке нового автомобиля было достижение максимальных свойств при работе его в условиях бездорожья. На это и были направлены основные конструктивные решения изготовленного в институте в 1956 году экспериментального или, как назвали бы сейчас — концептуального полноприводного автомобиля «НАМИ-020». Ипытания «НАМИ-020» на различных дорогах и бездорожье выявили весьма высокий уровень его проходимости. Автомобиль уверенно работал на снежной целине глубиной до одного метра, сухом сыпучем песке, луговине, размокшей пашне, на раскисших проселочных дорогах, преодолевал подъемы до 32 градусов и неширокие реки глубиной до 1,2 метра и также надежно работал вне дорог с прицепом полным весом 5 тонн. Н основе лабораторно-дорожных испытаний автомобиль «НАМИ-020» был рекомендован к серийному производству. После многочисленных дебатов в Министерствах обороны и автомобильной промышленности выбор был остановлен на Уральском автомобильном заводе. Занимающий пост директора УралЗиСа А. К. Рухадзе и главный конструктор С. А. Куров понимали, что продолжающееся производство модернизированного «ЗиС-5» и даже его новых многочисленных и более современных модификаций не поднимет завод на новый, современный уровень и не даст возможности удержаться на передовых позициях автомобилестроения в ближайшие десятилетия. Их активная позиция немало способствовала появлению в Миассе, на автозаводе, нового, перспективного проекта. 17 апреля 1958 года ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято решение о коренной реконструкции миасского автозавода и выпуске первой промышленной партии в 300 машин. Оновная работа по устранению замечаний и недостатков по результатам испытаний «НАМИ-020» и передача чертежей на подготовку производства выполнялась ОГК завода под руководством главного конструктора С. А. Курова. Непосредственное курирование разработки автомобиля вел заместитель главного конструктора А. И. Титков. Работы по отдельным узлам вели конструкторы завода П. А. Фишбейн, Я. Р. Непомнящий, А. А. Романченко, Б. В. Рычков, И. Б. Шапшал, В. С. Смирнов, З. Т. Карасева и др. Оразец автомобиля «НАМИ-020» был передан для испытаний на Уральский автозавод в руки миасских испытателей и был подвергнут проверке. Змечаний по результатам испытаний набиралось немало. Военные заказчики потребовали унификации редукторов всех трех мостов. В связи с этим изменилось положение двигателя и его систем, потребовалось изменение облицовки радиатора, брызговиков, крыльев. Унифицированные редукторы главных передач потребовали разработку нового привода управляемых колес, был переработан рулевой механизм для увеличения надежности. Были разработаны дисковые колеса, новая лебедка, изменена передняя подвеска и т. д. После переработки чертежей автомобиль получил наименование «УралЗиС-НАМИ», а уже после присвоения индекса в межотраслевом бюро НАМИ — «УралЗиС-НАМИ-375», а позже просто «УРАЛ». Витоге конструкция «НАМИ-020» на основании новых требований и замечаний испытателей была глубоко переработана и, как шутили уральские конструкторы: «В машине были изменены всего три размера — длина, высота и ширина». Н первомайской демонстрации 1958 года два первых опытных образца были официально представлены широкой общественности. В настоящее время уже невозможно восстановить дату выезда первого опытного образца «УРАЛ-375» с участка сборки конструкторско-экспериментального отдела, и поэтому, наверное, именно 1 мая и следует считать днем рождения торговой марки или, по современному — брэнда «УРАЛ». Летом начались заводские испытания первых опытных образцов. Ои показали, что высокая проходимость автомобилей «УРАЛ-375» в сочетании с высокими скоростными и тяговыми показателями позволяют работать в тяжелых дорожных условиях. Обусловленная высокой проходимостью, их конструктивная сложность предъявляла повышенные требования к качеству изготовления этих автомобилей, свойствам применяемых материалов. Таким образом, еще в период испытания первых опытных образцов были заложены требования к качеству изготовления «УРАЛов» и их повышенной надежности. Результатами этих работ до сих пор продолжают пользоваться эксплуатационники многих стран мира на современных моделях полноприводных автомобилей «УРАЛ».
Валерий ДМИТРИЕВ, начальник КБ ИТЦ
|
назад |