свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 36 Уральский автомобиль Четверг, 10 апреля 2003 г.

ЦЕНОВЫЕ ВОЙНЫ ЧАСТНОГО ИЗВОЗА

   Вутренняя борьба владельцев

   маршрутных такси поставила троллейбус под угрозу исчезновения

   Пть рублей сдачи — и глаза пассажира лезут на лоб. Именно в таком положении недавно оказались те, кто постоянно пользуется услугами городского маршрутного такси. Первоапрельский розыгрыш? Возможно, только продлился он целую неделю…

   Иак, второго апреля между стоимостью поездки в маршрутном такси и троллейбусе по маршруту N№ 3 «Вокзал — машгородок» был поставлен знак равенства. Инициатором снижения цены выступил частный предприниматель Валерий Ярошенко, которого поддержал ряд других владельцев маршруток. Но не все. Некоторые предприниматели продолжали перевозить пассажиров по обозначенному маршруту за прежние десять рублей. Только люди на остановке стали разборчивей и уже недвусмысленно поджидали более дешевую «Газель».

   Н первый взгляд, снижение стоимости любой услуги в два раза — это демпинг. Хотя, как отметил в беседе с корреспондентом «УА» Валерий Ярошенко, его автопарк себя уже окупил, поэтому предпринимателю ничто не мешает диктовать свои условия на рынке. Он считает, что своими действиями доказал: можно возить пассажиров всего лишь за пять рублей, но быстрее, комфортнее, безопаснее и при этом извлекать из всего этого прибыли.

   Врезультате козлом отпущения стал троллейбус. Согласно расчетам, которые представил заместитель руководителя городского хозяйства по транспорту Михаил Белых, в апреле муниципальное предприятие «Пассажирский транспорт» потеряло бы от снижения стоимости перевозок в маршрутках полмиллиона рублей. Если бы эксперимент продолжился и дальше, то этот показатель наверняка бы возрос, причем существенно. Просто-напросто, рассчитывая на услуги дешевых маршрутных такси, жители города, вероятно, отказались бы от приобретения проездных билетов на месяц. Таким образом, миасский троллейбус превратился бы в транспортно-пассажирское средство, перевозящее исключительно льготников.

   Пдводный камень преткновения в конкуренции между владельцами маршрутных такси — это конкурс, который намеревалась провести горадминистрация и который поддержал Валерий Ярошенко. По его мнению, транспортные маршруты в городе развиваются по хаотичному сценарию, в результате чего многократно возрастает аварийность. Так, по подсчетам предпринимателя, остановка «Улица Лихачева» (направление — в машгородок) в час пик обслуживает до двенадцати единиц транспорта в минуту, в то время как в Челябинске этот показатель не превышает трех–четырех.

   Тм не менее, против конкурса выступил миасский союз предпринимателей, который с помощью антимонопольного комитета добился его отмены. Хотя, как нам стало известно, в Курганской и Тюменской областях такие решения успешно опротестовали в арбитражном суде, и конкурсы все-таки состоялись…

   Вбеседе с корреспондентом «УА» Валерий Ярошенко отмежевался от «традиционного» образа частника, пекущегося исключительно о собственной выгоде. По признанию предпринимателя, в результате снижения стоимости перевозок его прибыль сократилась примерно на 10–15%. Причем, восполнить потерю не смог и сократившийся интервал движения маршрутных такси, который, по мнению экспертов, вместо привычных пяти минут составлял полторы–две минуты в «демпинговый» период. Тем не менее, как признался Валерий Ярошенко, он готов пойти на потери части доходов, лишь бы в совокупности городской транспорт приобрел цивилизованные очертания: согласованный график движения, управляемость, диспетчеризацию и ответственность. Кроме того, предприниматель считает, что после проведения конкурса стоимость одной перевозки в маршрутке можно было бы снизить, в том числе и за счет внутренних резервов. Так, в прошлом году, выступая на Дне депутатов, предприниматель заявил, что, скорее всего, увеличит стоимость поездки, если цены на бензин «зашкалят» за десять рублей. Тем не менее этого не произошло. В том числе и благодаря переводу маршрутных такси на более дешевый и экологически чистый вид топлива — газ.

   Кк отметил директор «ГИРД-автолайн» Сергей Кискин (его компания в настоящий момент не обслуживает маршрут «Вокзал — машгородок»), резерв для снижения стоимости перевозки без потери выручки все-таки есть. Но цена должна уменьшиться не в два раза, а примерно на два-три рубля. Тем не менее, в начале нынешней недели стоимость маршрута «Вокзал — машгородок» снова достигла привычных десяти рублей. Эксперимент закончен?

   


Дмитрий ФЕДЕЧКИН



назад


Яндекс.Метрика