свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 37 | Суббота, 12 апреля 2003 г. | |
ЖИЗНЬ ПОЛНА ИСПЫТАНИЙ НА ПРОЧНОСТЬ Масцы имеют все основания считать День космонавтики своим праздником, ведь в нашем городе находится одно из ведущих предприятий ракетно-космической отрасли, созданное дважды героем Советского Союза Виктором Макеевым, сподвижником Королева. Автозаводцам этот праздник стал ближе лет десять назад. Виюне 1993 года наших специалистов ждали в Корейской народно-демократической республике, но, как известно, не дождались. ...Ознакомительный визит генерального конструктора КБ им. Макеева с группой специалистов в Пхеньян прошел вполне успешно. С корейской стороной были подписаны документы о сотрудничестве в военно-технической области. Специально подобранная для ответственной загранкомандировки группа ракетчиков была задержана в Московском аэропорту и через некоторое время отправлена обратно в Миасс. Тпичный пример постперестроечной неразберихи, когда правая рука совершенно не ведала, что творит левая. Однако основные сюрпризы наших земляков поджидали дома. Дмонстративно открестившись от участников сорвавшейся командировки, Макеевское КБ лишилось своих ведущих специалистов. Потеря трудновосполнимая, учитывая то, что к тому времени выпускники столичных вузов работать к нам, на периферию, давно уже не приезжали. Ппытки представить корейскую командировку как «самоволку» выглядят совершенно нелепо, ведь среди «самовольщиков» были начальники отделов, лабораторий и секторов КБ, лауреаты Государственных премий, один доктор и несколько кандидатов технических наук — специалисты, призванные отстаивать честь фирмы за границей. Они были направлены в дружественную Корею для оказания помощи в разработке баллистической ракеты «СКАД» — аналога изделия с наземным стартом — одного из первенцев КБ имени академика В. П. Макеева. Сято место пусто не бывает. Как только корейцам стало ясно, что помощи из России не дождаться, с той же просьбой они обратились к специалистам смежного КБ в Днепропетровске. Украинские друзья корейцам не отказали, и теперь спроектированные с их помощью ракеты «СКАД» используются многими странами так называемого третьего мира. Нкто тогда не представлял, чем может обернуться увольнение специалистов столь высокого уровня в таком маленьком городе, как Миасс. По городу поползли слухи, часть которых сегодня укоренилась в сознании горожан. Однако оставшиеся без работы ракетчики не пошли к станку или разгружать вагоны. Президент и генеральный директор ОАО «УралАЗ» Юрий Горожанинов пригласил на работу баллистиков и прочнистов, не сомневаясь в том, что это специалисты, обладающие огромным техническим кругозором. Для них в структуре автозавода был создан специальный отдел, задачей которого стало обеспечение строгой научно-исследовательской поддержки разработок конструкторских служб автозавода. Втераны отдела объяснили усвоенную ими за прошедшее десятилетие разницу между государственным ракетным центром как головным разработчиком ракет подводных лодок России и Уральским автозаводом. Основная разница даже не в производимой продукции, но в самом подходе к проектированию. Если для КБМ главное — конструкция, то для УралАЗа — технология. Проще говоря, продукция ГРЦ должна улететь и доставить определенный груз в точно определенное место. На автозаводе же больше внимания уделяется тому, чтобы конвейер не останавливался. Из-за такой разницы в приоритетах приспособиться к стилю работы конструкторских служб завода поначалу было непросто. Баллистика в конструировании автомобилей широкого применения не находит, но прочность, как говорится, она и в Африке прочность. Начиная с 1993 года, руководство завода размышляло на тему создания профессионального отдела нагрузок и прочности. В отделе прочности ГРЦ, например, сегодня работает более ста человек. П словам начальника экспериментально-расчетного бюро Евгения Борисова, автомобильная отрасль сегодня в этом отношении также не стоит на месте. На МАЗе проблемами нагрузок и прочности занимаются 28 человек, на ГАЗе — 37, на КамАЗе — 64 человека. Если продолжать выпускать автомобили на шасси «Урал-4320» и этим ограничиться, то вряд ли стоит раздувать штат, поскольку конструкция серийных автомобилей сегодня практически доведена до совершенства. Для работы со служебными записками конструкторов и проверочных расчетов прочности узлов автомобильной классики вполне достаточно небольшого бюро. Если же автозавод собирается выпускать новые модели, то нужно в корне пересматривать подходы к проектированию. КамАЗ, например, уже вовсю этим занимается. Ведь не даром председателем совета директоров Камского автогиганта избран Илья Клебанов, отвечающий в российском правительстве за высокие технологии. Н автомобильном заводе «Урал» тоже есть определенные сдвиги в обозначенном направлении. Например, за последнее время в экспериментально-расчетное бюро пришли трое молодых сотрудников, также бывших специалистов ГРЦ. Кроме того, в прошлом году на завод приезжали представители компании Пи-ти-си, предлагавшие свои программные продукты. Сфера применения этих программ в машиностроении довольно широка. Это исследования газодинамики, акустики и вибрации автомобилей, а также разнообразные расчеты узлов трансмиссии на прочность. Однако существенному прорыву мешают две проблемы — нехватка квалифицированных кадров и слабое технико-математическое обеспечение исследований. Бывшие ракетчики пока еще не успели полностью адаптироваться в новой управленческой структуре завода. Шестеро из бывших участников «корейского проекта» занимаются системными исследованиями прочностных характеристик автомобилей и входят в структуру экспериментального цеха. Двое остаются в подчинении главного конструктора и, исследуя требования потребителей, участвуют в разработках новой спецтехники. Ркетостроители с автозавода «Урал» утверждают, что рано или поздно предприятие придет к широкому и грамотному использованию космических технологий в автомобилестроении. И чем раньше это произойдет, тем, на их взгляд, лучше. ВДень космонавтики — праздник, символизирующий прогресс — хочется особо поздравить тех работников автомобильного завода «Урал», кто начинал свой трудовой путь с проектирования летательных аппаратов. Думается, инженеры-ракетчики еще скажут свое слово в современном автомобилестроении.
Владимир ВОЛКОВ
|
назад |