свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 28 Уральский автомобиль Суббота, 22 марта 2003 г.

ВВЕДУТ ЛИ В МИАССЕ ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ–2?

   «УА» уже писал о том, что в стране готовится революционная реформа местного самоуправления. Сейчас эта революция в виде законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» успешно прошла первое чтение в Государственной думе и готовится ко второму, которое намечено на ближайшие дни. Вне всякого сомнения, этот законопроект будет принят Госдумой и Советом Федерации и подписан президентом еще до наступления летних каникул. Вот только лишь несколько революционных положений: если долги города превысили треть бюджета, то его глава может быть отстранен от должности, а в самом городе — введено внешнее управление; глава города может не избираться, а назначаться депутатами после проведения конкурсного отбора. Предусмотрен и вариант, при котором такой должности может не быть вовсе; увеличится число «слуг народа» (то бишь депутатов). Кстати, в Миассе их станет в два раза больше — 50 вместо 25. Вместе с этим прописано правило, по которому менять систему местного самоуправления (МСУ) можно только по желанию населения.

   Коме того, будет создана еще одна вертикаль власти, на этот раз на местном уровне в виде так называемых «муниципальных округов», которые «отберут» многие полномочия у городов. И еще много чего, что потом отзовется на повседневной жизни каждого из нас.

   Истанет ли Владимир Григориади последним мэром нашего города?

   Санет ли после принятия законопроекта местная власть более эффективной, появится ли больше денег в городских бюджетах? Об этом, а также о том, что нам делать с самой болезненной язвой нашего города (впрочем, не только нашего) — жилищно-коммунальным хозяйством, мы беседуем с одним из авторов этого законопроекта, заместителем председателя комитета Госдумы по местному самоуправлению и заместителем председателя партии «Яблоко» Сергеем МИТРОХИНЫМ.

   — Сергей Сергеевич, у предлагаемого законопроекта было достаточно много противников, особенно среди губернаторов. Так ли уж необходим нам новый закон об организации местного самоуправления и что изменится от его принятия в жизни простых людей? Главы городов станут лучше работать или, например, научатся вовремя мусор вывозить?

   — Этот закон действительно очень важен и от того, каким он будет, каждый житель будет чувствовать ежедневно, потому что какое у нас будет местное самоуправление, такими и будут дворы. Если власти работают хорошо, в том числе и местные, мы видим это по тому, что зимой есть отопление и горячая вода летом, и общественный транспорт работает и улицы освещены в темное время суток. Предложенный нами законопроект я бы сравнил с реформой паспортной системы Никиты Хрущева, который разрешил сельчанам выдавать паспорта и этим вывел их из крепостного состояния. Мы первый раз в истории России гарантируем народу право выбирать власть на местах, более того, в новом законе сказано, что это не только право, которое никто не может отнять, но и обязанность.

   — Насколько административная реформа будет подкреплена финансовой базой? Ведь без этого все изменения останутся просто на бумаге, и если у городов по-прежнему будут отнимать большую часть доходов, то улучшений ни с транспортом, ни в социальной сфере, ни в ЖКХ не будет.

   — Сегодня, действительно, многое в отношениях между разными уровнями власти поставлено с ног на голову: центр с каждым годом все больше отбирает доходов у регионов, а регионы с не меньшим успехом пытаются компенсировать свои потери за счет районов, городов и сел. При этом с каждым годом все большее число расходных статей пытаются сбросить на плечи местных бюджетов. Когда мы разрабатывали этот закон, то главный принцип, который я и мои коллеги отстаивали, звучит так: больше полномочий — больше ресурсов — больше контроля. В законопроекте четко прописано у какого уровня какие полномочия, зафиксирован принцип: если передаешь полномочия местным бюджетам, подкрепи их финансами. И это не должно допустить повторения таких ситуаций, когда федеральный центр постоянно «скидывает» на места обязанность финансировать различные льготы, как, например, происходит с Законом «О ветеранах», а подкрепить их финансово столь же постоянно «забывает».

   Вервые зафиксировано, что у местных органов власти должна быть постоянная финансовая база, необходимая для исполнения тех полномочий, что закреплены в законе. Уже сейчас подготовлены поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы, направленные на увеличение финансовой базы городов и районов. В частности, предложено значительную часть региональных налогов передать непосредственно на места. Такие налоги, как налог на имущество с юридических лиц, налог на землю, налог на недвижимость и ряд других должны быть навсегда закреплены за местными бюджетами.

   Кк и всякий законопроект, этот — плод компромисса. Мы согласны с тем, что надо увеличить контроль за деятельностью местных органов власти и теоретически принцип отстранения глав тех городов, которые оказались в финансовой «яме», и их долги превысили треть бюджета, хорош. Но мы категорически против досудебного автоматического отстранения этих глав и введения временных финансовых администраций, а по сути — внешнего управления. Сегодня ситуация такова, что можно отстранить не только главу практически любого города (если смотреть по Южному Уралу, то всех, за исключением, может быть, Магнитогорска), но и добрый десяток губернаторов. Более того, мы будем выступать за исключение статьи, предусматривающей изъятие многих полномочий у городов в пользу регионов, потому что понимаем, что сегодня при желании «сверху» можно сфабриковать какие угодно основания. Но при этом депутаты от «Яблока» будут отстаивать те положения закона, которые увеличивают контроль населения за деятельностью властей и контроль депутатов за деятельностью администраций. Думаю, в этом нас поддержат и коммунисты, и аграрии, и СПС.

   — Замечательно, что в Думе понимают, что надо как можно скорее повернуть финансовые потоки в сторону муниципалитетов. Но если мы кроме финансового обеспечения не решим проблему с ЖКХ, то ситуация так и останется хромающей на одну ногу.

   — Реформа ЖКХ, как и реформа всей нашей системы льгот, должна проводиться вместе с реформой местного самоуправления, комплексно. То, что мы видим сегодня в ЖКХ — это просто попытка повысить коммунальные платежи и все проблемы переложить на население и местные бюджеты. Если будет принят активно проталкиваемый правительством при поддержке «Единой России», «Народного депутата» и ЛДПР законопроект по реформе ЖКХ, то правительство, опираясь на него, начнет ускоренный переход к стопроцентной оплате коммунальных услуг. При этом о повышении качества даже речи не идет, и цель только одна — забрать у населения как можно больше денег, одновременно сбросив на города все проблемы ремонта и содержания инженерных сетей. Аналогично Чубайс пытается поступить с энергетикой: как и в случае с приватизацией, он хочет все лучшее забрать у государства и поделить между своими.

   Пэтому «Яблоко» вышло с альтернативным проектом: начать реформировать ЖКХ не с повышения тарифов, а с демонополизации. Поскольку положение кризисное, то и меры в нашей программе предлагаются экстраординарные. Во-первых, освободить от налогов на три года все частные фирмы, которые не являются монополистами, но при этом занимаются обслуживанием и эксплуатацией жилого фонда и муниципальных инженерных сетей. Именно эти сети лопались по всей стране. Во-вторых, мы разработали систему мощных стимулов для товариществ–собственников жилья и жилищно–строительных кооперативов. В частности, предлагается снизить на пять лет на 50 процентов тарифы для членов всех форм коллективного домовладения. В-третьих, столь же мощные стимулы мы предлагаем для установки счетчиков. Сегодня никто не знает, сколько и чего он потребляет на самом деле, а коммунальные службы выставляют счета за такой объем ресурсов, который в четыре-пять раз больше реального потребления. Поэтому мы предлагаем снизить на три года на 75 процентов тарифы на коммунальные услуги для граждан, установивших счетчики. В–четвертых, обязательный аудит всех коммунальных монополий, от городских до РАО «ЕЭС» и Газпрома и открытые конкурсы на управление этими монополиями. Это станет хорошим стимулом для снижения тарифов, себестоимости предоставляемых коммунальных услуг и повышения их качества. Замечательно, что на местах, как у вас в Миассе, депутаты сами, не дожидаясь правительства, заставляют городскую администрацию проводить аудит и искать возможности для более рационального расходования средств.

   Эи поправки уже внесены и мы будем бороться за их принятие. Я знаю, что Григорий Явлинский знакомил с нашей программой Владимира Путина и он отнесся к ней с большой заинтересованностью, поддержав предлагаемую нами концепцию.

   Пинятие Думой этих предложений позволит кардинально изменить ситуацию в ЖКХ в лучшую сторону и тогда местные власти получат возможность вылечить от хромоты хотя бы одну ногу.



назад


Яндекс.Метрика