свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 24 | Четверг, 13 марта 2003 г. | |
«ЕВРО-2» БОЯТЬСЯ — «УРАЛ» НЕ ЛЮБИТЬ Пинятая Концепция развития отечественного автопрома — это всерьез и надолго, что и подтвердило начало нынешнего года. Документ, появления которого уже заждались, не оставляет российским производителям времени для раскачки. Раз решили догонять мировых лидеров грузового автомобилестроения, значит, надо четко следовать концепции для достижения своей цели. И первым шагом на этом пути стал запрет использования силовых агрегатов, чьи характеристики отвечают требованиям «Евро-0». Это означало, что ряд предприятий в целом и автомобильный завод «Урал» в частности занялись поиском нового двигателя для своих машин. Писк — это понятие абстрактное. На протяжении без малого десяти лет в конструкции автомобиля «Урал» использовались силовые агрегаты Ярославского моторного завода. Их характеристики и компоновка, неприхотливость и ремонтопригодность сослужили двигателю и автомобилю добрую службу. Два предприятия, строящие отношения на взаимовыгодных условиях, фактически породнились. И когда правительство решило запретить силовые агрегаты «Евро-0», ни у кого не вызывало сомнений, что автомобильный завод «Урал» и ОАО «Автодизель» (нынешнее наименование ЯМЗ) будут решать эту проблему вместе. Яославцы к такому повороту событий оказались готовы. В их инженерно-конструкторском «загашнике» давно пылился проект двигателя с характеристиками «Евро-2». Выпускались даже опытно-конструкторские партии этого силового агрегата, устанавливался он и на автомобили «Урал». Дело не было завершено по довольно банальным причинам — финансовым. Потребители оказались не готовы покупать автомобили с новым «сердцем» из-за того, что они по объективным причинам стали дороже. Нет спроса — нет предложения. Принимая в расчет эту экономическую аксиому, Ярославский моторный завод предпочитал не тратиться на подготовку ноу-хау, до поры до времени ожидая, когда настанет его час. А в том, что он настанет, сомневаться не приходилось. Концепция развития отечественного автопрома и жесткие сроки, ею диктуемые, подтвердили, что стратегия Ярославского моторного завода оказалась верной. Рзработать и выпустить двигатель — это одно, а адаптировать его к конкретному автомобилю, не утратив привычных свойств — совсем другое. Как утверждают специалисты автомобильного завода «Урал», им удалось справиться с этой задачей, сохранив общую компоновку грузовика и привязку основных узлов и агрегатов. Таким образом, на предприятии свели к минимуму революционные изменения в конструкции при переходе к эксплуатации нового двигателя. К их дальнейшему гарантийному и постгарантийному обслуживанию вовремя и в срок подготовлены сервисные центры по всей стране. Сам же силовой агрегат, по мнению специалистов, ничем не уступает своему «предшественнику», отвечающему требованиям «Евро-0». Оба двигателя имеют практически одинаковые показатели удельной мощности, почти идентичные другие характеристики. В рамках совещания по спецтехнике, прошедшего в феврале на базе автомобильного завода «Урал», в карьере прошла демонстрация грузовиков, оснащенных и старым, и новым мотором. Привычные для них и неприступные для других препятствия они преодолевали, словно сиамские братья-близнецы. Отлично показал себя двигатель «Евро-2» и в условиях жесточайших морозов. Два месяца испытаний в режиме реальной эксплуатации не выявили у агрегата каких-либо отклонений. Есть и другой скрытый козырь. Совершенно очевидно, что на Ярославском моторном заводе не прекращался процесс совершенствования техпроцесса по выпуску двигателя «Евро-2». После того, как он будет полностью отлажен, удельный расход топлива грузовика с новым силовым агрегатом должен сократиться на 5-15%. Не дремлют и автозаводчане, которые в апреле готовят потребителям еще один, но уже исключительно приятный сюрприз — усиленный передний мост. И тем не менее, российский потребительский рынок не мог не отреагировать на запрет «Евро-0». Например, объем продаж автомобилей «Урал» в нынешнем году несколько снизился. Так в чем суть проблемы, если характеристики двигателя не ухудшились? П мнению специалистов Торгового дома «АвтоУрал», вопрос упирается в традиционный русский менталитет. Издревле наши соотечественники недоверчиво относились к различным экспериментам, предпочитая занимать выжидательную позицию. Дескать, пусть сосед пока поломает голову, а я присмотрюсь. Отечественный автопром и его агрегатная составляющая уже проходили однажды через нечто похожее — когда ВАЗ начал устанавливать на свои легковушки инжекторные двигатели. Едва услышав о них, потребитель начинал недвусмысленно кривить рот, превращая лицо в недовольную гримасу. Однако время расставило все по своим местам, и теперь инжекторный двигатель на «вазовских» легковушках воспринимается как должное. Пройдет определенный срок, и психологическая проблема покупателей автомобилей «Урал» решится аналогичным образом: пугающее новое превратится в радующее действительное. Так есть ли смысл в том, чтобы ждать свершения очевидного? А смысл ждать, может быть, и есть. Ведь зачастую в нефтегазовом комплексе автомобиль представляет собой не просто шасси — он активно задействуется в техпроцессе. Как показал опыт эксплуатации двигателей «Евро-2», его характеристики и работа на низких оборотах не всегда удовлетворяют потребителя. Принимая это в расчет, специалисты автомобильного завода «Урал» заговорили о том, что «Евро-0» ушел на покой слишком рано. Дло в том, что спецтехника в подавляющем большинстве случаев эксплуатируется на бескрайних просторах Сибири и Севера. Поэтому применять к ней те же требования, как и к автомобилям дорожного типа, эксплуатирующимся в густонаселенных районах, наверное, некорректно. Согласитесь, есть разница между задыхающейся от смога Москвы (а «Уралы» там почти не эксплуатируются) и Ханты-Мансийским автономным округом, где на десять квадратных километров один грузовик и горящая на месте добычи сотня факелов, наносящих куда больший урон экологии, нежели автомобиль, который работает на низких оборотах. Говорят, что решение о запрете «Евро-0» было пролоббировано со стороны КамАЗа. Но, в подавляющем числе случаев, это именно его продукция «бегает» по мегаполисам и между ними. Причем же здесь специализированная техника добывающих отраслей? Причем, потребители готовы платить так называемый «экологический» налог за эксплуатацию «старых» силовых агрегатов в условиях Севера — лишь бы не перетрясать устоявшийся и устраивающий их техпроцесс. Есть и другой выход, подсказанный на совещании с заводами спецтехники специалистами Челябинского АМЗ. Они ратуют за установку на ярославский двигатель «Евро-0» так называемого катализатора, использование которого позволит свести вредные выбросы к минимуму. Такой поворот событий действительно решит возникшую проблему с учетом интересов всех сторон: и производителей, и потребителей. Н секрет, что автомобильный завод «Урал» в настоящее время принимает ряд усилий, направленных на то, чтобы справедливость в отечественном автопроме все-таки восторжествовала. Причем, это вовсе не означает, что, при положительном решении вопроса, использование двигателя «Евро-2» будет отвергнуто напрочь. Напротив, как утверждает генеральный директор Торгового дома «АвтоУрал» Валерий Селин, установка силового агрегата, отвечающего требованиям «Евро-2», заметно расширит, к примеру, экспортные возможности предприятия: позволит ему продавать продукцию в тех странах, где ранее реализация равнялась или была приближена к нулю. А, значит, заниматься этим направлением автомобильному заводу «Урал» все-таки придется. Потому что, с одной стороны, это выгодно. А с другой, иного выбора Концепция развития отечественного автопрома не оставляет.
Дмитрий ФЕДЕЧКИН
|
назад |