свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль Уральский автомобиль Уральский автомобиль
Вторник,
20 ноября
2001 г.
№ 131
Уральский автомобиль

«МЕРЗЛИ, ГОЛОДАЛИ... НО СКОЛЬКО БЫЛО В НАС ПОРЫВА...»

На снимке: молодые автозаводчане, 1943 год.   Как не вспомнить о тех, кто начинал работать в 40-х, 50-х, 60-х годах, чья молодость совпала с военным и послевоенным временем. Кто голодал, мерз, но работал, совершал подвиги, создавал ударные коммунистические бригады, выполнял соцобязательства... Но всмотритесь в нынешних молодых — они стоят у станка, у кульмана, учатся в вузах, техникумах, собираясь пополнить ряды автозаводчан или укрепить свои знания, занимаются общественной деятельностью, политикой, участвуют абсолютно во всех заводских мероприятиях — кавээнах, карнавал-клубах, праздничных митингах и шествиях, цеховых делах, выдвигая идеи и воплощая их в жизнь и т. д. Не правда ли — в них есть что-то общее с молодыми энтузиастами прошлых лет? И хотя наше время отличается от сталинского, хрущевского, брежневского, ветераны могут гордиться нами. Их творческий порыв не пропал. Автор нынешнего материала, легендарная Р. П. Карякина, комсорг одной из первых на заводе комсомольских бригад, с этим совершенно согласна, считая, что связь времен не прервана...

   — На завод, в отделение режущего инструмента инструментального цеха я поступила 10 марта 1943 года. Тогда только начали воздвигать заводские корпуса на том месте, где раньше был густой лес. Инструментальный цех размещался в недостроенном, холодном помещении (где сейчас модельный цех). А когда начало поступать из Москвы оборудование, рабочие на железных листах и «санях» волоком тащили его на себе.

   Эо был тяжелый труд. В сорокоградусные морозы плохо одетые, полуголодные люди работали без выходных по 12 часов в сутки. Нам, подросткам, дали самую «легкую» работу: промывать керосином детали к станкам. Тем самым мы готовили оборудование, которое надлежало пустить в кратчайший срок. Завод нуждался в инструменте.

   Тмпы стройки были невиданными: новый инструментальный цех, в который мы перешли, построили за 21 день. В нем пока не было отопления, жгли костры, чтобы хоть как-то согреться, руки примерзали к станку... Наконец, оборудование заработало. И мы, подростки, должны были научиться работать на нем. Обучение проводилось непосредственно на местах, пособием было оборудование и инструмент.

   Тхнический минимум нам преподавал инженер технической части, замечательный, образованный человек, москвич Василий Алексеевич Шуватов. А на местах обучали опытные московские рабочие.

   Вто время я работала токарем в измерительном отделении, но потом, попробовав как-то себя на фрезерном станке, увлеклась и перешла в отделение режущего инструмента. Моими мастерами были А. Л. Шевелев, И. В. Смирнов, Н. П. Ефимов и их помощник Володя Фионик — молодой, толковый парень, который тянулся к технике и вскоре стал нашим наладчиком.

   Тудное и нелегкое было время. Отработав смену, мы шли на строительство дорог (старая часть города), выполняли и другие работы по благоустройству. Без отдыха, голодные, плохо одетые... Но сколько было в нас порыва!

   В1943 году на заводе создали комсомольскую организацию. Наша «первичка» инструментального цеха во главе с комсоргом Серафимой Котляр (Архаровой) стала одной из первых. Она отличалась активностью и дисциплинированностью. В этом же 1943-м в комсомол вступила и я. Помню, в какой торжественной обстановке это происходило. Комсомольских собраний ждали, как праздников! На одном из них молодежь решила организовать комсомольско-молодежные бригады, которые назвали фронтовыми, а позднее им стали присваивать звания Героев Советского Союза.

   Внашем отделе режущего инструмента было создано две бригады: имени Тимура Фрунзе, где меня выбрали бригадиром, и имени Олега Кошевого, которую возглавила бригадир Тася Сакова. Их целью было — досрочное выполнение заданий, норм, а девизом — «Все для фронта, все для Победы над врагом!», «В труде — как в бою!».

   Тгда же организовали соревнование между бригадами. На стенде появились: «Самолет», «Автомобиль», «Черепаха». В конце смены подводились итоги. Были и слезы огорчения, и споры, была и радость победы... И никто в этом трудовом поединке не хотел уступать.

   Вт так мы работали. А еще помогали с прополкой, уборкой урожая подшефным колхозам и совхозам, а в обеденный перерыв собирались и... пели очень красивыми голосами песни военных и довоенных лет. Нам подпевали взрослые, в том числе и мастера. Мы были дружны, внимательны друг к другу, горе и радость делили пополам.

   Сучались и казусы. Когда инструментальный еще находился в старом модельном цехе, вместе с нами работал парнишка по имени Иван Ковалев. Так вот этот Иван набрал как-то напильников, обработал их и, сделав надпись: «За измену!», раздал нам по «кинжалу». Каким-то образом об этом проведал начальник цеха А. Л. Кацман... Вызвав нас к себе, он спросил: «Дети, где вы хотите их применить? И кто вам их дал?» Мы молчали, не желая выдавать Ваньку. Тогда он сам вышел вперед и говорит: «Я все равно сбегу на фронт. А кинжалы им дал на сохранение»... Помню, тогда нас не ругали, лишь провели беседу на уровне детей. Но Ванька куда-то исчез. А позже по цеху поползли слухи, что он сбежал на фронт.

   8 июля 1944 года с конвейера сошел первый грузовик. Какой это был праздник для всех! Каждый испытывал гордость за частичку своего вложенного труда! А нас, молодежь, это еще больше вдохновляло на то, чтобы поднять производительность труда.

   Ивот пришла долгожданная Победа нашего народа! Эту радостную весть мы узнали по дороге на работу, все обнимались, целовались со слезами на глазах. Это была всенародная радость!

   А после войны мы продолжали работать в прежнем режиме, действовали молодежные бригады. Потом в наши ряды стала вливаться новая молодежь. Мы повзрослели, в совершенстве овладев своей специальностью. Многие из нас окончили институты, техникумы, стали инженерами, технологами, конструкторами, руководителями коллективов.

   Ивсе-таки остались сегодня здоровые патриотические ростки военного времени, пришла нам на смену послевоенная молодежь, которая, став наставниками и кадровыми рабочими, передает свои знания и опыт нынешнему «молодому племени». Связь между поколениями не прервана...

   


Р. Карякина.



назад


Яндекс.Метрика