свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 8 | Суббота, 25 января 2003 г. | |
К ЗНАНИЮ — С ЗОЛОТЫМ ТЕЛЬЦОМ Чо бы там ни утверждали лукавые, а студенчество было и остается отражением той эпохи, в которой пребывает, а также ряда сопутствующих компонентов. Достаточно вспомнить, как в советские времена страна выпустила столько инженеров, сколько потом не смогла «проглотить». Наверное, наивно полагать, что вся молодежь 60-80-х стремилась во что бы то ни стало пополнить ряды ИТР. Инженерный бум того времени — это, скорее всего, следствие государственной агитации и пропаганды. «СССР — самая передовая технологическая страна», «мы — первые покорители космоса», «наше оружие — лучшее в мире», — помните? Эффект получился колоссальным, цель оправдала средства. Но есть ли вина многочисленных ИТРщиков в том, что государство изменило свои ориентиры и приоритеты? Дитрий ФЕДЕЧКИН Сгодня, если немного утрировать, существует один-единственный и очень короткий лозунг: «Зарабатывай!». Причем, речь опять-таки идет не о работе ради самореализации, а о сколачивании капитала в максимально сжатые сроки. «Станок? Это не для нас!», — говорит современная «продвинутая» молодежь и, следуя упомянутому принципу, выбирает профессии «белых воротничков». Менеджеры, маркетологи, юристы — их судьба в современной России четко определена. Но не постигнет ли вскоре представителей упомянутых профессий та же участь, что и инженеров 80-х. Стать «своим в доску» в рыночной стихии дано далеко не каждому, будь у тебя за плечами хоть три экономических образования. Семь пядей во лбу здесь ни при чем. Зато в арсенале нынешних выпускников будет долгожданное высшее образование с ультрамодной специальностью (лишний повод повыпендриваться перед друзьями), а то, что по ней человек не отработает ни дня — не так и важно. Пчти такая же картина складывается и в отношении «немодных» специальностей. Спросите у преподавателя любого педвуза, и он вам подтвердит: выпуск, из которого хотя бы 20% пошли работать по специальности в школу, теперь считается успешным. Что ж, такова эпоха, и вряд ли здесь можно упрекнуть современную молодежь. Согласитесь, что одной самореализацией себя или свою семью не прокормишь… Сгодняшнее образование — преимущественно платное. Можно сколько угодно убеждать в обратном, но с истиной не поспоришь: там, где верховодят финансы, падает качество. «А, меня все равно не выгонят из института. Что они, дураки, отказываться от лишних пятнадцати тысяч в год», — знакомы вам такие рассуждения расхлябанного папенькиного сынка? Самое обидное состоит в том, что эти слова не лишены прагматизма. Курсовая? Какие проблемы, найдем в Интернете! Экзамен? Ну, «препод» — тоже нормальный человек, жить хочет. Заплатим, и нет проблем (дескать, надо знать только цену, чтобы не прогадать). Сал ли современный студент осмысленнее подходить к выбору вуза? Едва ли. Тех, кто только что покинул школьную скамью, больше волнует престиж, нежели будущее. Рабочая молодежь тоже видоизменилась. Для нормального существования ей приходится много вкалывать (зачастую — на двух-трех работах), а современное образование — не из разряда дешевых. Мой друг, зарабатывая на хлеб на Севере, сокрушается, что с огромным желанием пошел бы учиться заочно на техническую специальность. Но вот беда — нет таких в городе! Приходится уподобляться другим, идущим по экономической стезе. И он — уже третий студент одного и того же университета и одного и того же факультета, кому я дарю один и тот же реферат, который будет сдан одному и тому же преподавателю. Я даже знаю, какая будет получена оценка. Эпоха у нас такая. … Воистину: знание есть то, чем ты пользуешься в дальнейшей жизни, а не то, что ты забываешь за следующий день после ночной зубрежки. Беда в другом. Знаний в нашей жизни становится все меньше и меньше. Вместо него — иллюзия, фантом с телесной субстанцией в виде покупаемой и продаваемой направо и налево зачетки. |
назад |