свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 6 Уральский автомобиль Вторник, 21 января 2003 г.

КРУПНЫМ ПЛАНОМ

   Пжалуй, ни в одной отрасли не планируют столько реформ, сколько в образовании: то в министерстве хотят ввести предмет «Православная культура»; то изменить систему оценок и с пятибалльной перейти на десяти, а то сразу и на стобалльную шкалу. А еще — ввести государственные финансовые обязательства для оплаты обучения в вузах и пересмотреть государственный стандарт образования… Но пока определенно можно говорить только об одном новшестве — едином государственном экзамене. Благо, эксперимент продолжается уже третий год. О том, как он проходит, мы беседуем с первым заместителем министра образования Виктором Болотовым (на снимке — слева) и начальником главного управления образования и науки Челябинской области Владимиром Садыриным.

   

   Пчему «сыплются»

   отличники?

   — Каковы итоги прошедшего единого госэкзамена?

   В Болотов:

   — Окончательные выводы в общероссийском масштабе делать еще рано, эксперимент по переходу на новую форму сдачи экзаменов продолжается. Но по предварительным результатам можно сказать, что реформа движется в правильном направлении.

   Нс поддерживает население: по опросам Фонда общественного мнения, в прошлом году за единый госэкзамен высказывалась половина населения страны, в этом — уже 61 процент. Его поддержали Государственная дума, значительная часть профессионального сообщества.

   Т регионы, которые уже были участниками эксперимента, хотят его продолжения. В этом году мы с трудом отбиваемся от других регионов, которые желают присоединиться к проведению ЕГЭ. Растет число вузов, которые не находятся на территории пилотных округов, но тоже хотят участвовать в этой программе. Но, главное, мы привлекли внимание общественности к проблемам образования и начали проводить реформу, которая назрела и давно необходима.

   В Садырин:

   — В Челябинской области мы смогли избежать конфронтации с вузами, как было в некоторых регионах: решение об участии в эксперименте принял совет ректоров. Он же первым рекомендовал нам перейти от экзаменов по двум предметам к экзаменам по девяти. Эксперимент проходил во всех 49 территориях области, участвовали в нем 666 школ и 32400 выпускников. Результаты ЕГЭ принимались 15 средними учебными заведениями по 12 специальностям и шестью вузами по 166 специальностям. Лучшие результаты показали Челябинск, Озерск и Снежинск, ряд сельских территорий: Варненский и Кусинский районы.

   Вцелом, наши учащиеся показали высокие результаты: средние баллы как по математике, так и по русскому языку у нас выше, чем в среднем по России. Доля медалистов, успешно сдавших профильные экзамены, увеличилась на 2,3 процента. Необходимо отметить, что, несмотря на опасения, 93 процента «золотых» и «серебряных» выпускников подтвердили свои знания.

   Н 40 процентов увеличился конкурс в вузы (наиболее востребованными оказались инженерные и технические специальности), возросло количество абитуриентов, поступивших из сельской местности. Стало больше возможностей для выбора учебного заведения, и каждый десятый ею воспользовался, подав документы сразу в несколько вузов. Согласно опросам, большинство южноуральцев предпочли новую форму традиционным экзаменам.

   — Единый государственный экзамен не везде проходил гладко: были и конфликты с ректорами, и задержки с оглашением результатов, и нарекания по качеству тестов… Не завысил ли единый госэкзамен планку, а быть может занизил?

   Вктор Болотов:

   — Сбои действительно были, но практически все они носили технический характер и были связаны с человеческим фактором. Выявилось много «творческих» людей на местах, которые решили самостоятельно «улучшить» тесты. С ужасающей быстротой стали размножаться псевдорепетиторы по ЕГЭ. Проведение экзамена по новой форме выявило три проблемные точки.

   Првая: мы должны определиться, как будут сдавать единый экзамен различные категории «льготников» и одаренные дети. Вторая: качество преподавания предметов. Например, в разных вузах требуется разная математика (в медицинском — одна, в техническом — другая, в экономическом — третья). Мы должны навести здесь порядок и в преподавании предмета установить один уровень. Третья: некоторые ректоры, боясь уменьшения внебюджетных поступлений или властного ресурса (ведь кто самый важный человек в июле — конечно, ректор!), не приняли реформу, хотя открыто против нее никто не выступил. Мы благодарны тем, кто смог преодолеть корпоративные взгляды и занять государственную позицию, понимая, что реформа нам совершенно необходима.

   А что касается того, не снижает ли ЕГЭ планку качества образования… Думаю, что не снижает и не завышает: ведь мы не требуем ничего сверх программы. Но при этом Министерство образования ведет работу по облегчению стандартов и введению более профильного образования в старших классах.

   Вадимир Садырин:

   — Не смогли предусмотреть трудозатраты, что повлияло на конечный результат, в том числе и на строки оглашения результатов ЕГЭ. Были затруднения с качественной подготовкой экспертов, что тоже вызывало задержку. В этом году мы намерены обрабатывать анкеты только в Челябинске и Магнитогорске.

   Нд решением тех проблем, которые выявились (среди них — возможность участия в ЕГЭ учащихся начального профобразования, проведение ЕГЭ в вузах, которые не относятся к системе Минобразования), будем работать. Нам бы, например, хотелось чтобы ЕГЭ проводился сразу по трем предметам: не только по русскому языку и математике, но еще и по физике.

   Чм нас не устраивала ситуация до начала эксперимента — своим субъективизмом. Мы и дальше будем делать все для того, чтобы его было как можно меньше. Ведь почему «посыпались» некоторые медалисты — ученика просто тянули на медаль! Если он сдает ЕГЭ на «тройку», то он медаль не теряет, а вот если на «двойку», тогда к этому учебному заведению есть вопросы. Хотя в прошлом учебном году ни один из выпускников не пострадал.

   — Какие задачи станут главными при проведении единого госэкзамена в этом учебном году?

   Вктор Болотов:

   — Мы выделили два главных направления. Создание единого информационного пространства (глядя, например, на сайты даже некоторых крупных вузов, по ним не скажешь, что наша высшая школа — лучшая в мире) и решение организационных проблем — ведь количество регионов — участников эксперимента утраивается.

   

   Чо день грядущий школьникам готовит?

   Шола будущего:

   анфас и профиль

   Чрез два с половиной года система обучения в наших школах изменится кардинально. С 1 сентября 2005 года начнется широкий переход на профильное обучение в старших классах, а в девятых в 2004-м году будет введено предпрофильное обучение.

   Она из главных задач нововведения, как заявил министр образования Владимир Филиппов, «сокращение разрыва между школой и вузом и устранение порочной практики репетиторства и платных курсов». Как сказал министр, в настоящий момент уже уточняется график изменения учебного процесса, ведется работа по подбору учебников и обучению учителей.

   Гворя простыми словами, в министерстве считают, что старшеклассник должен изучать те предметы, которые могут пригодиться ему в дальнейшем, и не тратить свое, и без того загруженное, время на получение ненужных знаний.

    Главный аргумент в пользу профильного обучения заключается в том, что оно более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся. Социологические исследования показывают, что примерно 70–75 процентов учащихся к концу девятого класса определяются с выбором возможной сферы профессиональной деятельности.

   Кк же будет выглядеть школа в недалеком будущем? Базовое девятилетнее образование останется прежним и обязательным. Старшие же классы будут иметь свою специализацию. Например, естественно-математическую, социально-экономическую, гуманитарную или технологическую. При этом отдельная школа может быть однопрофильной или организовывать на старшей ступени несколько профилей. Предполагается, что учебные предметы будут поделены на базовые и профильные курсы. На деле это означает, что, например, при естественно-математической специализации русский язык и литература будут читаться 6 часов в неделю, история — 4 часа, а математика и физика по 12 и 8 часов соответственно. В гуманитарном профиле ситуация будет обратной. Школьников обещают учить не «понемногу, чему-нибудь и как-нибудь», а в зависимости от их склонностей и, что немаловажно, желания.

   

   Кждому выпускнику

   — по КИМу

   Чрез 11 дней будут подведены итоги специального конкурса, который определит, по каким тестам пройдет единый госэкзамен в этом году.

   Мдернизация российской системы образования привнесла в привычный лексикон школьников и учителей немало новых слов: профильное обучение, единый госэкзамен, попечительские советы… Недавно появился еще один термин, связанный с экспериментом по введению единых госэкзаменов — КИМ. Расшифровывается эта аббревиатура как контрольно-измерительные материалы, это те самые тесты, которые и составляют основу единого государственного экзамена.

   Пка специалистам не удалось создать тесты, которые устраивали бы все заинтересованные стороны. Сегодня их чаще ругают, чем хвалят. Многие специалисты считают, что они слишком примитивные и не способны показать реальный уровень знаний выпускников, что проверка экзаменационной подготовки выпускника школы скатывается до уровня кроссворда. Особенно много нареканий вызывают КИМы по литературе, русскому языку и истории.

   Вт что говорит по этому поводу Виктор БОЛОТОВ:

   — Подбор контрольно-измерительного материала, то есть составление тестов, — это наша головная боль. В этом году сдавать единый госэкзамен будут одновременно сотни тысяч одиннадцатиклассников, и необходимо каждого обеспечить КИМами. Мы покупаем у учителей и преподавателей наиболее интересные примеры и задачки, но число вариантов все равно остается ограниченным — 10 по каждому предмету. Теоретически возможно, что ребята из Сибири, первыми по часовому поясу сдающие ЕГЭ, перешлют через интернет готовые решения своим сверстникам, допустим, в Калужскую область. Чтобы этого не случилось, необходимо иметь большой банк тестов. Поэтому Министерство образования и Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов объявили специальный конкурс.

   Рзработчикам предложено представить комплект заданий по одному или нескольким предметам: русскому языку, математике, физике, химии, биологии, географии, истории России, обществознанию, литературе, иностранному языку.

   Гавная проблема видится в отсутствии взаимопонимания. Разработчики и Министерство образования никак не могут договориться об определении понятий и терминов в гуманитарных науках. Взять ту же историю. Есть масса трактовок одних и тех же событий, диаметрально различаются оценки политических лидеров, например, того же Ленина.

   Н, тем не менее, на участие в конкурсе поданы уже десятки заявок. Его итоги будут подведены 1 февраля 2003 года. Остается надеяться, что выпускники этого года будут сдавать экзамены по более качественным тестам.



назад


Яндекс.Метрика