свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 5 | Суббота, 18 января 2003 г. | |
ЗАВТРА — КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ Поповедь Иоанна была проста, но проникала в самую душу слушателей: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», — говорил пророк. Этим призывом он заставлял глубоко осознать неправильность поступков, свою греховную жизнь и начать новую. Единственное требование — чтобы покаяние было искренним, исходило из самого сердца и сопровождалось добрыми делами. Псле скучных наставлений иудейских книжников, рассуждающих главным образом о правильном исполнении различных обрядов, проповедь Иоанна Крестителя пронеслась по Иудее как струя свежего воздуха. Люди толпами устремились услышать живое и вдохновенное слово пророка Божия. Паздник великий и торжественный Могие, глядя на Крестителя, спрашивали себя: «Не является ли он ожидаемым Мессией?». Однако Иоанн решительно отклонял это предположение, объясняя, что его задача — приготовить людей к принятию грядущего Мессии, который, в отличие от крещения в воде в знак покаяния, будет крестить «Духом Святым и огнем». Иными словами, новое крещение должно быть не символическим омовением, но благодатным возрождением человека. Святой Иоанн погружал крестившихся в Иордан и держал до тех пор, пока те не исповедовались во всех своих грехах. Только после этого позволялось выйти из воды. Особытии же Крещения Господня можно рассказать следующее. Иисус Христос, возвратившийся после смерти царя Ирода из Египта, жил в небольшом городе Назарете в Галилее. С Пресвятой Матерью Он пребывал там до своего тридцатилетия, зарабатывая на пропитание Святого семейства ремеслом мнимого отца, праведного Иосифа-плотника. Когда же исполнилось Ему тридцать и, по закону иудейскому, Он мог учительствовать в синагогах и принимать сан священника, наступило время явления Его народу. Тогда-то отозвался Иисус на «глас вопиющего в пустыне», как назвал Крестителя ветхозаветный пророк Исайя. Ианн был первым, кто узнал о приходе Спасителя. Он сказал пришедшему к нему Иисусу: «Мне надобно креститься от тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Христос не имел нужды в этом крещении, как безгрешный и непорочный. Более того, будучи источником всякой чистоты и святыни, Он пришел к водам Иорданским, чтобы очистить их посредством крещения. Он пришел креститься еще и для того, чтобы Креститель увидел исполнение глагола Божия, повелевшего ему выйти из пустыни: «На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым». Приняв крещение, Христос вышел из воды, и «отверзлось небо, и Дух Святой снизошел на Него в виде голубя, и был глас с небес: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» Многие, пришедшие в тот день креститься, впервые стали свидетелями Богоявления, то есть, появления Господа в трех ипостасях — Отца, Сына и Духа Святого. Среди них были и первые апостолы — последователи Христа. Впамять о Великом Крещении православная церковь издревле совершает обряды водосвятия. Это один из великих праздников, не менее торжественных, чем Рождество Христово. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой Святками, составляют единое целое — праздник Богоявления. Встарину утро 6(19) января праздновалось на Руси с большим размахом. По словам одного чужеземца, в день Богоявления на Москве-реке собиралось до четырехсот тысяч человек. В ХVI — XVII веках царь являлся к иорданской проруби в полном блеске своего сана — в одеянии из дорогой материи, с алмазами, изумрудами, яхонтами. На плечах его была богатая «диадема» и золотая цепь, на которой находился крест с частицами Животворящего Креста и Ризы Господней; в руке он держал золотой жезл, украшенный драгоценными камнями; башмаки царя были унизаны жемчугом. С всех концов России съезжались тогда в Москву, чтобы видеть обряд освящения воды, совершавшийся патриархом на Москве-реке. Там была устроена «Иордань», расписанная золотом, серебром, украшенная шелковыми цветами, зелеными листьями, с изображением птиц, вырезанных из медных листов. При Екатерине I в 1727 году водосвятие совершалось пятью архиереями под пушечные залпы. Вплоть до начала ХХ века водосвятие в присутствии войск, освящавших знамена, совершалось везде, где стояли части. Н праздник Богоявления у русских людей существует обычай купаться в иорданской проруби. Троекратно, под пение крещенских песнопений в ледяную воду окунаются старые и малые, больные и здоровые, богатые и бедные. Несмотря на холодную воду и крепкий крещенский мороз, купальщики не только не болеют, но и получают здравие по вере своей. Тем же, кто на Святки рядился — надевал маски и «хари», предаваясь чрезмерному веселью и удовольствиям, вообще полагается окунаться в прорубь.
Владимир ВОЛКОВ
Нсколько простых вопросов по поводу праздника Седует ли соблюдать пост до Крещения? Вкрещенский сочельник, как и в Рождественский, принято соблюдать строгий пост до первой звезды. Богослужения во всех православных храмах начинаются с праздничной литургии, после чего произойдет первое Великое освящение воды. Кк используется освященная вода? Вчером прихожане принесут освященную воду в свои дома, окропят ею жилища, хозяйственные постройки, своих родственников, домашних животных, а также будут пить эту воду сами (желательно натощак). Ели вы живете в своем доме, то небольшое количество освященной воды полезно плеснуть и в колодец. Второе Великое водосвятие свершится непосредственно в праздник Крещения Господня 19 января. Этот обряд пройдет в храмах и на водоемах в воскресенье. Кк освящают воду в других странах? Оряд водосвятия в разных странах мира имеет свои особенности. Например, в Израиле из-за того, что берега Иордана слишком илисты, во многих местах священникам приходится забрасывать Святой Крест приспособлением, похожим на удочку, а потом при помощи длинной жерди зачерпывать освященную воду. В греческих храмах другой обычай. Священник, стоя вместе с прихожанами на скале, бросает Крест в море. Потом за ним бросаются в воду ныряльщики и тот из них, кто достанет Крест, будет весь год счастливым. После ныряльщиков в освященном море купаются все желающие. Скаким обычаем связан праздник в России? ВРоссии Богоявление — самый морозный из праздников, и потому прихожанам приходится делать Иорданскую прорубь на ближайшем водоеме, вода в ней, как в купели, освящается погружением Святого Креста. После обряда люди берут из проруби воду, а самые отважные даже купаются в ней. Солько времени крещенская вода сохраняет свои целебные качества? Кещенская вода может хранить свои целебные свойства в течение года. Эта вода укрепляет Веру в любом человеке. А, чем крепче его Вера, тем более целебной будет крещенская вода и тем дольше она хранится. Здесь очень четкая взаимосвязь. Кково предназначение крещенской воды? Смое главное свойство Крещенской воды — ее способность изгонять бесов. Многие считают гадание, обращение к духам, лицедейство вещами безобидными. Святая православная церковь придерживается на этот счет иного мнения, тем более во время Святок. Дело в том, что Зло может рядиться в маски Добра, а никак не наоборот. Крещенская вода смывает все эти маски. |
назад |