свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 144 Уральский автомобиль Четверг, 26 декабря 2002 г.

«ЗА ЧЕСТЬ ЗАВОДСКОЙ МАРКИ»

   «Наш завод, первенец уральского автомобилестроения, еще очень молод». Такими словами начинается брошюра председателя завкома Уральского автозавода Андрея Матвеевича Никифорова «За честь заводской марки (Из опыта социалистического соревнования)», выпущенная в Москве издательством ВЦСПС тиражом 10000 экземпляров. Кстати, подписана к печати эта небольшая 60-страничная книжка была ровно полвека назад, 24 декабря 1952 года. В то время о заводе с полным правом можно было говорить: «Еще очень молод».

   Млод да заметен. Вряд ли председателю завкома далекого уральского завода оказали бы честь рассказывать на всю страну об его успехах, если бы их, успехов, не было.

   Ве на борьбу со штурмовщиной

   Пресказывать чужой труд — занятие неблагодарное. Оправдывает то, что многое, о чем рассказывал тогда Андрей Матвеевич, вошло в золотой фонд истории завода, а многие производственные задачи одни на все времена. «Повышение производительности, улучшение качества выпускаемой продукции, снижение себестоимости и расхода всех материалов». Чем не лозунг сегодняшнего дня?

   Нритмичность работы — отдельный разговор. Ее причины тогда и сейчас, конечно, разные. В условиях планового хозяйства выполнение месячного задания — приказ, не подлежащий обсуждению. Обычно половину программы выполняли за двадцать дней; вот что, вспоминает А. Никифоров, происходило в последнюю декаду: «Начальники цехов осаждали телефон заводского комитета, требуя разрешения на сверхурочные работы. В эти дни директора почти невозможно было застать в кабинете, зато он наверняка находился в каком-нибудь отстающем пролете. А для начальника производства ставился специальный столик с телефонным аппаратом в моторном корпусе, на стыке трех цехов».

   Пан в итоге выполнялся, но ценой колоссального напряжения, ухудшения качества продукции и «съедания» всех заделов комплектующих. В следующем месяце повторялось то же самое. Однако очень скоро ситуация стабилизировалась. Не обошлось, конечно, без массово-разъяснительной работы, но главную роль сыграли другие методы.

   Чобы выяснить причины, мешающие ритмичному труду, были введены карты самофотографии. Рабочие следили, как прошла их смена и фиксировали все, что вызывало задержку. Профгруппорги и цеховые комитеты убеждали коллективы в важности этой процедуры. Вскоре правильность данного подхода подтвердила практика. При повторном «фотографировании» рабочего дня выяснилось, что простои намного уменьшились.

   Праллельно завком ввел систему, при которой до каждого труженика доводились и его личное задание (на день, декаду, месяц), и задание всей бригады. И каждый, приходя на рабочее место, уже знал, как он трудился накануне и какие результаты показал сменщик.

   Вликий почин

   Кк мало нужно, чтобы обессмертить свое имя. Имена Руфины Рассомахиной и Нины Назаровой в начале 50-х годов без преувеличения знала вся страна, и, естественно, что А. Никифоров не мог пройти мимо их персон.

   Хтя обе автозаводчанки о славе не думали, просто вдумчиво подходили к своей работе.

   Сарший контролер ОТК моторного цеха Руфина Рассомахина проверяла качество готовых деталей. Когда попадались бракованные, установить, где именно произошло отклонение от нормы, было невозможно. Идея проверять качество обработки деталей с первой операции до последней пришла сама собой. Метод контроля, названный позже кольцевым, получил на заводе всеобщее признание. Он заметно снизил потери от брака и стал активно применяться на других предприятиях страны.

   Зборезчица Нина Назарова пришла к выводу, что при изменении планировки рабочего места и перестановке станков, расстояние между ними сократится и можно будет обслуживать уже не три, а пять станков. Вскоре о почине Назаровой рассказывали заводская, городская и областная газеты. Рассказал и председатель завкома Андрей Матвеевич Никифоров в своей книге.

   Сужи долго, автомобиль!

   К1950 году гарантийный срок службы автомобиля ЗиС-5 составлял 25 тысяч километров. Немного, даже по тем временам. В мае 1951-го партийная организация выдвинула инициативу увеличить гарантию вдвое, причем без каких-либо капитальных затрат.

   Втечение двух лет этот вопрос не сходил с повестки дня заседаний завкома, заводской и цеховых комиссий по производственно-массовой работе.

   «На основе материала, собранного в автохозяйствах области, — вспоминает А. Никифоров, — изучения рекламаций потребителей за последние годы и наблюдений экспериментального цеха завода был разработан комплексный план мероприятий по продлению гарантийного срока службы автомобиля ЗиС-5».

   Кждый цех имел свой график мероприятий по улучшению качества деталей и узлов и повышению их износоустойчивости, в газете появилась постоянная рубрика «Продлим жизнь автомобиля», состоялась конференция потребителей, эксплуатирующих уральские автомобили. Больше всего замечаний звучало по поводу платформы: поперечные брусья нередко ломались, а борта под давлением перевозимого груза прогибались.

   З создание новой, усиленной платформы взялся конструкторский отдел завода. И уже с 3 сентября 1951 года из ворот предприятия стали выходить «усиленные» машины. Рекламации по поводу качества платформ прекратились.

   Уеба и труд рядом идут

   Одельные главы книги Андрея Матвеевича Никифорова посвящены учебе, в частности, дням технической пропаганды на заводе, которые проходят каждую среду: «Зайдите в этот день во время обеденного перерыва в красный уголок любого цеха и вы увидите людей, внимательно слушающих очередного лектора, рассказывающего им о новейших достижениях техники, об опыте их товарищей по профессии, о новаторах производства, об успехах передовых предприятий страны».

   Цнтром просвещения стал на заводе Дом техники, где собрано все лучшее, наиболее ценное из технических достижений завода и проходят клубные вечера цехов-победителей, которые неизменно заканчиваются массовыми играми, танцами, кино, концертами художественной самодеятельности.

   Мого времени уделялось в начале 50-х и общеобразовательному уровню заводчан. В годы войны повышать его было некогда, и завком занимался тем, чтобы автомобилестроители могли совмещать работу с учебой. Для рабочих, живущих далеко от завода, организовали занятия по месту жительства, для учащихся выпускных классов и студентов-вечерников выделили специальные автобусы для своевременной доставки. Добился завком и передачи библиотеке двухэтажного здания недалеко от предприятия, где были созданы все условия для подготовки к занятиям и выполнения домашних работ.

   …Событиям, о которых повествует книга Андрея Матвеевича Никифорова, уже полвека. Но поскольку рассказаны они очевидцем, чувство такое, будто сам являешься их свидетелем. И в этом главное достоинство небольшого по объему, но такого ценного издания.

   


Дмитрий СКЛЯРОВ



назад


Яндекс.Метрика