свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 137 | Суббота, 7 декабря 2002 г. | |
ПУСТЬ ТЕЧёТ РЕКА МЕТАЛЛА ОТ «ЗАХАРА» ДО «УРАЛА» 5 декабря 1942 года на площадях строящегося автомоторного завода были получены первые отливки из серого чугуна. С тех пор минуло 60 лет, и первые 50 из них литейное производство Уральского автозавода развивалось бурными темпами. В 1944 году оно размещалось уже в двух производственных корпусах. В новом корпусе было организовано производство отливок из серого чугуна, а на старых площадях работали два литейных цеха: первый занимался литьем из ковкого чугуна и цветных металлов, а во втором производилось чугунное и стальное литье для ремонтно-эксплуатационных нужд. Седи специалистов, приехавших на завод, была молодая чета Балинских. Вацлав Ромуальдович вспоминает: «Наши первые наставники — начальник техбюро цеха Израиль Борисович Шафтан и его заместитель Иван Евстафьевич Петриди — были очень разными людьми. Если Петриди учил вдумчиво подходить к делу и дотошно вникать во все тонкости теории, то Шафтан, бывший фронтовик, с любыми вопросами направлял в цех. В 1949 году был проведен первый опыт по получению высокопрочного чугуна. Начальник техбюро вводил магний в «колокольчике» в ковш с расплавом. Шипение, брызги металла, дым! Когда клубы дыма рассеялись, появился Израиль Борисович, держа в руке «колокольчик». Очки спасли глаза от ожога. А высокопрочный чугун мы начали выпускать только в 1995 году». Вконце 50-х было принято решение о переходе завода на выпуск трехосных автомобилей высокой проходимости «Урал-375». Для осуществления этого проекта требовалось значительно большее количество литых заготовок, особенно отливок из цветных сплавов и стали. В 1963 году сдан в эксплуатацию второй ремонтно-литейный цех, а еще через год в том же цехе открылось отделение литья в оболочковых формах. Сталелитейный цех, построенный в 1967 году, по уровню механизации и культуры производства долгое время считался лучшим в отрасли. Позднее начали обновлять оборудование старого литейного цеха. «В начале 70-х годов для установки вагранок разобрали первый литейный с южной стороны, — рассказывает заместитель начальника главного литейного цеха по реконструкции Геннадий Иванов, — после чего при помощи башенного крана грузоподъемностью 25 тонн установили две первые вагранки. Они начали выдавать продукцию, и возникли трудности с монтажом следующих двух. Доступ в цех с юга был уже перекрыт действующим производством, которое ни в коем случае нельзя было останавливать. Кран протащили по пролету цветного литья, предварительно сняв с него 25-метровую стрелу. Ее после занесли по частям и установили на месте монтажа вагранок. Выпуск цветного литья не был остановлен, так как работали в выходные дни. На следующей рабочей неделе третья и четвертая вагранки уже выдавали ковкий чугун». Мого сил положено на развитие главного литейного цеха. Поэтому Геннадий Алексеевич думает о предстоящем демонтаже старого оборудования с содроганием: «В начале 80-х годов в нашем цехе решили построить более производительную автоматическую линию по производству чугуна. Прогрессивный проект был разработан Горьковским автозаводом, получил Государственную премию. За его реализацией на нашем предприятии лично следил генеральный директор Урал- АЗа. Трудности были те же — ни в коем случае не остановить производство. Фундаменты формовочных блоков возводили в подвале цеха под действующей формовочной линией, которая оказалась как бы подвешенной на специальных балках над головами строителей. Необходимо было идти на риск, который пытались свести к минимуму. Спокойнее работалось в выходные дни. Строительство фундаментов находилось в завершающей стадии, генеральный директор уехал в Москву, на совещание в Минавтопроме, строители только пообедали … Сверху донесся гул авиационных турбин, бригадир сказал: «Рязанов летит, за работу». И действительно, через пару часов Михаил Осипович уже осматривал формовочные агрегаты на фундаментах. На заключительной стадии монтажа блоков все же пришлось на три месяца остановить старый конвейер, но введенная досрочно новая линия с лихвой компенсировала вынужденный простой. В те же годы мы проводили уникальный монтаж искрогасителей, предназначенных для снижения количества вредных выбросов вагранок в окружающую среду. Это довольно громоздкие агрегаты и устанавливали их вертолетом. За цехом оборудовали посадочную площадку, территорию вокруг огородили для предотвращения несчастных случаев. Тем не менее, собралось много зевак, и когда вертолет совершал пробный подлет, пока еще без груза, недоразумение все же произошло. Внизу было много песка, земли и прочих материалов для приготовления формовочных смесей, и когда вертолет снизился над объектом, то разметал лопастями всю эту «земледелку» — многих любопытных забросало грязью». З годы выпуска знаменитой уральской «классики» на заводе создано развитое литейное производство, в состав которого сегодня входят пять цехов с общим количеством работающих свыше 3000 человек. По сути, это завод в заводе. Однако изменение экономических условий в стране и требования рынка диктуют свои условия — сегодня литейное производство нуждается в коренной модернизации. Для ее осуществления есть все необходимое, и трудовой коллектив литейщиков настроен на скорейшую корректировку русла и обновление «раскаленной реки».
Владимир ВОЛКОВ
|
назад |