свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 138 Уральский автомобиль Вторник, 10 декабря 2002 г.

НАША ПОЛИТИКА — ДЕЛАТЬ ХОРОШИЙ АВТОМОБИЛЬ!

   «IVECO»: спаситель или партнер?

   Оередной приезд итальянцев в Миасс проходил в условиях повышенной секретности. Российская сторона подчеркивает, что двухдневный визит носил исключительно рабочий характер и был напрямую связан с деятельностью совместного предприятия «IVECO-УралАЗ». Этот проект, по словам Дмитрия Стрежнева, второй год подряд работает безубыточно, что не может не радовать. Однако существуют и проблемы. Как известно, сравнительно недавно в «Газпроме», который является полноправным учредителем СП «IVECO-УралАЗ», сменилось руководство. Новая метла начала мести по-новому, избавляясь от своих непрофильных проектов. Но вот незадача! СП «IVECO-УралАЗ», хоть и является непрофильным проектом, но приносит прибыль. Ситуация в масштабах России уникальная. Кроме того, на следующий год «Газпром» намерен приобрести у совместного российско-итальянского предприятия довольно крупную партию автомобилей.

   Всвязи с этим «Газпром» занял в некотором смысле слова выжидательную позицию, а от предложения продать свою долю в СП «IVECO-УралАЗ» он отказался категорически. Согласно официальной версии, визит итальянцев в Миасс был связан с подготовкой очередного годового собрания акционеров, которое по разным причинам не состоялось летом нынешнего года. Причем, как было отмечено на пресс-конференции, представители «IVECO» и «РусПромАвто» итоги деятельности совместного предприятия одобрили.

   Кк заявил Дмитрий Стрежнев, «РусПромАвто» намерено посодействовать тому, чтобы совместное предприятие утроило объем реализации автомобилей в будущем году и довело уровень продаж до 240 единиц. Без принципиального согласия итальянской стороны осуществить подобные планы практически невозможно, поскольку «IVECO» на сегодняшний день является поставщиком 70% комплектующих для лицензионного грузовика.

   Еть и другая сторона медали. По словам Дмитрия Стрежнева, у автомобильного завода «Урал» есть два пути развития. Первый — это, в лучших советских традициях, постараться все делать самому. Второй — привлечь иностранного технического партнера, получить от него готовый современный продукт, хорошо зарекомендовавший себя на рынке, и локализовать его производство в России. Сегодня очевидно, что и структура, и автомобиль градообразующего предприятия Миасса устарели, возможности для кардинального изменения положения вещей внутри страны ограничены. Следовательно, путь один — поиск партнера.

   Оенью нынешнего года делегации «РусПромАвто» и «IVECO» провели официальную встречу на высшем уровне и кое о чем договорились. Дмитрий Стрежнев считает итальянский концерн самым подходящим партнером как для автомобильного завода «Урал», так и для холдинга в целом. Однако руководитель предпочел не говорить об этом в утвердительной форме, как об уже решенном вопросе. Хотя отметил, что любой иностранный партнер, будь то «IVECO» или кто-то еще, не решит за автомобильный завод «Урал» всех проблем. Так что, судьба России — в руках России в том числе.

   

   2002 = 2003?

   «В промышленном машиностроении России имеются определенные негативные элементы, наметился некоторый спад или замедление роста в экономике», — отметил на пресс-конференции Дмитрий Стрежнев. Так, сокращение автомобильного рынка России на 14% больно ударило по всем производителям. Тем не менее, по итогам года у автомобильного завода «Урал» незначительно вырастет объем реализации грузовиков (9500 против 9118 единиц), а уровень производства несколько снизится (9300 против 10000 единиц).

   Сстояние автомобильного рынка в первом квартале будущего года, по прогнозам специалистов, будет практически таким же, как и в год нынешний. Так, за первые три месяца автомобильный завод «Урал» реализовал менее 20% грузовиков от годового объема продаж. Схожая ситуация, к примеру, была и на КамАЗе. Такое положение вещей — не вина менеджеров по продажам, а объективная ситуация на рынке. По словам председателя совета директоров ОАО «АЗ «Урал» Павла Яковлева, первый квартал в российской автомобильной промышленности, за исключением посткризисного 1999 года, всегда был провальным.

   Чо касается затяжных рождественских каникул, то они отнюдь не являются проявлением кризиса на автомобильном заводе «Урал». «Многие западные компании устраивают себе продолжительную передышку дважды в году: в конце июля — начале августа и в Новый год, — подчеркнул Павел Яковлев. — В таком режиме иностранцы живут последние сорок лет, и никто не говорит о том, что они переживают кризис».

   Сухи об огромной кредиторской задолженности автомобильного завода «Урал» представители «РусПромАвто» считают несостоятельными. Сегодня она составляет 670 млн. рублей. Это лишь 11,5% от годового оборота предприятия, в то время как у нормальных европейских компаний этот показатель держится на уровне 40—120%. Для сравнения: дебиторская задолженность автомобильного завода «Урал» составляет 760 млн. рублей, а долг государства по НДС превышает все обязательства Торгового дома «АвтоУрал». Еще один показательный момент: по словам первого заместителя губернатора Челябинской области Виктора Тимашова, у миасского автогиганта нет симптоматичных кризису долгов — перед бюджетом и по заработной плате. «Мы находимся в курсе текущей ситуации на предприятии, постоянно держим руку на пульсе, — подчеркнул Виктор Анатольевич. — Могу сказать следующее: на сегодняшний день автомобильный завод «Урал» является стабильно работающим предприятием».

    О производственной планке автомобильного завода «Урал» на будущий год руководители говорить не стали, сославшись на то, что бизнес-план предприятия до настоящего момента не утвержден (предполагается, что это произойдет 15 — 20 января). Тем не менее, считается, что уровень производства сохранится, а объем реализации несколько увеличится. Так, холдинг «РусПромАвто» намерен в следующем году в четыре раза увеличить инвестиции в рынок продаж: в развитие товаропроводящей сети, сервисного, гарантийного и постгарантийного обслуживания. Начнут применяться и новые формы реализации — лизинг, рассрочка, кредит.

   Педполагается, что автомобильный завод «Урал» сохранит высокий показатель экспорта своей продукции. Если события в Ираке будут развиваться по мирному сценарию, то предприятие поставит соотечественникам Саддама Хусейна порядка полутора тысяч грузовиков. Однако планы на будущий год «рисуются» без учета экспорта в Ирак, не учитывая традиционных покупателей из Египта, Эфиопии, Чили, Ливии и ряда других стран.

   

   

   О российской

   действительности —

   к европейской

   мечте

   П словам представителей «РусПромАвто», развитие автомобильного завода «Урал» в ближайшем будущем будет вестись по двум направлениям. Первое — это доведение выпускаемых грузовиков до современных потребительских качеств и свойств. Второе — это создание путем реструктуризации на базе «РусПромАвто» крупной компании, которая должна быть интегрирована в европейскую промышленность, для чего, собственно, и требуется стратегический партнер. Перед автомобильным заводом «Урал», ключевым предприятием бизнеса «Большегрузные автомобили», стоит задача увеличения объемов производства и расширения гаммы выпускаемых грузовиков. Другой вопрос: как и за счет чего?

   Н сегодняшний момент акционеры требовали от автомобильного завода «Урал» решения проблем очевидного характера: оптимизации затрат, улучшения качества, энергоемкости, сокращения издержек и т. д. Теперь наступает время реализации стратегической программы развития предприятия в ближайшие 5-7 лет. В следующем году руководители «РусПромАвто» намерены сформулировать продуктовую стратегию автомобильного завода. Как заявил Дмитрий Стрежнев, эти планы будут обнародованы и одобрены у администрации Челябинской области.

   Пи нормальной загрузке автомобильный завод «Урал» может выпускать как минимум в три раза больше продукции, нежели сейчас. Это означает, что производственный потенциал у предприятия имеется. С другой стороны, по прогнозам специалистов, сбыт внедорожников от года к году будет сокращаться. Руководство «РусПромАвто» видит выход из сложившейся ситуации в том, чтобы перейти к выпуску магистральных грузовых автомобилей, не забывая и о традиционной направленности миасского автогиганта.

   Педприятию как воздух нужен новый продукт. А поскольку срок конвейерной жизни автомобиля составит примерно 15 — 20 лет, то заложенные в нем технические характеристики должны сохранить актуальность на протяжении всего упомянутого периода. Насколько серьезна эта проблема, сомневаться не приходится. «Просто представьте на секунду, что будет с заводом, если мы разработаем неудачный грузовик, который не будет иметь успеха на рынке, — подчеркнул драматизм ситуации Дмитрий Стрежнев. — Поэтому нам необходимо создать надежный автомобиль — с европейским дизайном, максимальным использованием российских агрегатов, поддерживающих эксплуатационные характеристики на заложенном уровне. Стоимость этого грузовика должна быть на 30 — 40% ниже, чем за рубежом, а срок для его создания — два-три года».

   «РусПромАвто» намерено выстраивать свою инвестиционную политику грамотно, а не бездумно «вбухивать бабки», реализовывать продуктовую стратегию, а не осваивать средства. О конкретных объемах инвестиций руководители холдинга говорили расплывчато, однако подчеркнули, что вклад будет осуществлен под конкретные программы.

   Кпримеру, у «РусПромАвто» есть желание выделить литейное производство автомобильного завода «Урал» в отдельное предприятие и довести его оснащение до европейского уровня. В результате оно сможет выполнять заказы не только миасского автогиганта или его «собратьев» по холдингу, но и заниматься экспортом своей продукции.

   Праллельным курсом в «РусПромАвто» будет вестись и другая работа, направленная на упорядочение компании. От ряда активов холдинг намерен избавиться, а приобретать новые предприятия (например, Уральский автомоторный завод) вряд ли станет. Что касается ЧКПЗ, то с этим предприятием выстроены доброжелательные партнерские отношения. Обе стороны, в результате достигнутого понимания, свои обязательства друг перед другом исполняют.

   

   Гбернатор одобряет

   Н встрече с губернатором Петром Суминым обсуждались итоги деятельности предприятий области, входящих в «РусПромАвто». По словам Виктора Тимашова, холдинг выполнил все взятые на себя в рамках соглашения обязательства — как в производственной, так и в социальной сфере. «Собственники, которые выстраивают отношения с властями в партнерском режиме, в конечном счете, выигрывают, — подчеркнул первый заместитель губернатора. — «РусПромАвто» имеет грамотную сбытовую политику, так как компания выпускает столько продукции, сколько способна реализовать. Это — свидетельство оптимизации финансово-хозяйственной деятельности».

   


Дмитрий ФЕДЕЧКИН

   


Фото Александра Невзорова



назад


Яндекс.Метрика