свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 136 Уральский автомобиль Четверг, 5 декабря 2002 г.

ВОСЕМЬ СОВМЕСТНЫХ ЛЕТ — НА БЛАГО УРАЛЬСКОГО АВТОМОБИЛЯ

   Всемь лет — это, конечно, не итоговая дата. Хотя, как справедливо замечают мудрые люди, у ребенка до десяти лет каждый год — юбилей. Если исходить из этого житейского принципа, то у СП ООО «IVECO-УралАЗ» есть повод для небольшого торжества в тесном семейном кругу.

   Свместному российско-итальянскому предприятию повезло. Прежде всего в том, что у него — великолепные родители. Даже в самые суровые, с точки зрения экономики и конъюнктуры, годы, когда легче было «задушить» предприятие, нежели сохранить, они делали все возможное, лишь бы российско-итальянскому проекту жилось хоть чуточку легче. Это — не просто слова. Так думали и продолжают думать сегодня специалисты СП «IVECO-УралАЗ».

   Свместное предприятие, нашедшее свое пристанище в Миассе, — явление, безусловно, уникальное. Сегодня очевидно: в отечественном автопроме ему нет аналогов. Кто только ни собирался в рыночной России открывать свои совместные предприятия. И где они сейчас? Кто канул в Лету, кто влачит жалкое существование, едва успев оттолкнуться от стартовой черты. Лишь СП «IVECO-УралАЗ» может похвастаться тем, что ему удалось не просто выстоять, но и продолжать выпускать конечный продукт — автомобиль.

   Всудьбе предприятия много интересных фактов и событий. Но история «IVECO-УралАЗ» — это, наверное, повод для отдельного разговора. Хотя, кое о чем все-таки сказать хочется. Предприятие появилось на свет пятого декабря 1994 года. Однако доподлинно известно, что его зарождению предшествовал в некотором смысле «пробный шар». Еще в середине января 1993 года компании «Лангепаснефтегаз» были переданы пятнадцать самосвалов «Урал-IVECO-330.30», собранных в Миассе «отверточным» способом. Этим сотрудничество с иностранным партнером не исчерпывается: не единожды оригинальные российско-итальянские автомобили попадали в распоряжение отечественных газовиков и нефтяников.

   Сгодня словосочетание «отверточная сборка» неактуально. За восемь лет на совместном предприятии освоено промышленное производство конвейерным способом целой гаммы автомобилей «Евротраккер». Причем, они не являются примитивной «калькой» итальянского продукта, поскольку характеристики российско-итальянских грузовиков корректируются в зависимости от условий их будущей эксплуатации. Как бы настороженно ни относились к этому выражению потребители, но аналогов автомобилей «IVECO-УралАЗ» нет ни в России, ни за рубежом.

   Злогом качества российско-итальянских грузовиков являются импортные составляющие. Двигатель, мосты, КПП, раздаточная коробка и ряд других комплектующих напрямую поставляются с заводов Италии, Испании, Германии и Франции. С другой стороны, производство десяти наименований крупных узлов и агрегатов, а также более 450 деталей осуществляется на российских предприятиях. Это — результат работы по выполнению программы местного освоения. Если можно так сказать, то сегодня отечественные производители выпускают четверть автомобиля совместного предприятия в денежном исчислении. Причем, как подчеркивают специалисты СП «IVECO-УралАЗ», к российским изделиям предъявляются очень жесткие требования по отношению к качеству комплектующих.

   Сгодня у предприятия — устойчивый режим работы. Как подчеркнул коммерческий директор СП «IVECO-УралАЗ» Виктор Хоруженко, ему вполне по силам выпускать 20 грузовиков в месяц. Причем, предприятие может обеспечить тюнинг, «не отходя от кассы»: при производстве автомобилей максимально учитываются все нюансы, пожелания и настоятельные просьбы заказчика.

   Оно из последних достижений СП «IVECO-УралАЗ» — это шаг навстречу потребителям. Дело в том, что сборка начинается лишь после того, как будущий хозяин автомобиля осуществит авансовый платеж. Это означает, что, учитывая необходимость поставки импортных комплектующих и таможенное оформление, от момента заказа до передачи автомобиля потребителю уходит от четырех до восьми месяцев. За этот срок автомобиль, «благодаря» высоким процентным ставкам в отечественных банках, превращается в «золотой». Едва ли такое положение вещей могло устраивать отечественных потребителей. Но выход из сложной ситуации был найден. Сегодня СП «IVECO-УралАЗ» занимается упреждающим формированием запасов импортных комплектующих в Миассе, благодаря чему автомобиль поступает к заказчику уже через пять-шесть недель! Таким образом, критерием быстроты передачи автомобиля потребителю становится не его сборка, а срок изготовления навесного оборудования.

   Ннешний год — второй в судьбе СП «IVECO-УралАЗ», когда предприятие завершает его с положительным сальдо. Медленно, но верно увеличивается количество заказчиков автомобилей совместного производства в различных уголках России: Ханты-Мансийский АО, Дальний Восток, Сахалин, Тюменская и Самарская области, Хабаровский край и т. д. Неизбежный поиск новых партнеров не прекращается ни на секунду. План на следующий год предполагает сборку 240 автомобилей. Что особенно приятно, 50 самосвалов «Урал-IVECO-6329» будут поставлены для нужд предприятий одного из учредителей — «Газпрома». По его заявке сегодня на совместном предприятии создается специальный автомобиль для компрессорной установки.

   Ее одна доходная статья СП «IVECO-УралАЗ» — это экспорт запасных частей и деталей для кабин гаммы «Р». За четыре года СП поставило за рубеж продукции на 8 млн. долларов. Освоение этой ниши предприятие начало сравнительно недавно. Тем не менее, именно этот вид деятельности серьезно помог выжить СП «IVECO-УралАЗ» в первые полтора года после дефолта. Надо отметить, что запасные части к кабинам гаммы «Р» имеют постоянный спрос. Сегодня такой типаж кабины производится только в одной точке планеты — в Миассе, на СП «IVECO-УралАЗ». В настоящий момент завершается подготовка очередной партии запасных частей за рубеж — в Иран.

   Благодаря совместным усилиям учредителей СП «IVECO-УралАЗ» и его специалистов стало возможным появление в Миассе линии катафорезного грунтования и сварочного комплекса кабин, которые устанавливаются на автомобили «Урал-6361» и «Урал-5323».

   Внынешнем году автомобильный завод «Урал» на выставке «MIMS-2002» представил концепт-кар — автомобиль «Урал-636142-02» с новой кабиной капотного исполнения. Ее основой опять-таки послужила кабина совместного предприятия. Еще одно новшество на автомобильном рынке также появилось благодаря усилиям автомобильного завода «Урал» и СП «IVECO-УралАЗ» —специальное крановое шасси, которое уже успело «засветиться» на ряде выставок нефтегазодобывающего комплекса.

   Кочередному дню рождения СП его коллектив относится буднично. По-прежнему собирает грузовики, формирует портфель заказов на следующий год, строит грандиозные планы, надеется на то, что правительство наконец-то повернется лицом к производителю, научится жить его нуждами и проблемами. Специально к торжественной дате приурочено открытие в административном здании СП «IVECO-УралАЗ» столовой для его работников.

   Иеще одна приятная деталь. Буквально перед днем рождения на предприятии побывала высокопоставленная делегация концерна «IVECO». В настоящий момент широко обсуждается вопрос о развитии лицензионного соглашения по остальным направлениям. Это означает, что специалисты автомобильного завода «Урал» и СП «IVECO-УралАЗ» готовы в очередной раз объединиться, чтобы помочь своим автомобилям обеспечить конкурентоспособность в техническом плане и довести их характеристики до принятых в Европе норм.

   


Дмитрий ФЕДЕЧКИН



назад


Яндекс.Метрика