свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 135 Уральский автомобиль Вторник, 3 декабря 2002 г.

СПОРТ АВТОЗАВОДА: КАК ВСё ЭТО НАЧИНАЛОСЬ…

   Кзалось бы, откуда взяться физкультурному движению и спорту на Уральском автомобильном заводе в суровые военные годы? Ведь в ту эпоху у страны были совершенно иные соревнования — социалистические и абсолютно другие рекорды — трудовые. Но, тем не менее, факт остается фактом. 12 декабря 1942 года в заводской многотиражке «Мотор» (впоследствии — «Уральский автомобиль») вышла первая статья спортивной направленности. Ее автор, агитатор инструментального цеха А. Шнейдер призывал наладить должным образом военно-физкультурную подготовку на предприятии.

   Нсмотря на непростые тыловые будни, тогда считалось, что завком мог еще летом поднять физкультурное движение на предприятии. Активисты 1942 года не скрывали своей досады: мол, зима застала врасплох, а у строящегося буквально на глазах предприятия нет ни собственной лыжной базы, ни спортзала, ни элементарного оборудования и инвентаря. Амбиции физкультурников понять нетрудно: Московский ЗиС, волею судьбы эвакуированный в Миасс, имел в своем арсенале многолетние спортивные традиции. Продолжить их для москвичей было делом чести. С другой стороны, учитывалась и специфика военного времени. «Каждый рабочий хорошо понимает, что борьба против немецко-фашистских захватчиков требует быстрейшей военно-физкультурной подготовки трудящихся», — утверждал А. Шнейдер.

   Глос вопиющего оказался услышанным. Задача формирования физкультурного движения на будущем автогиганте легла на плечи завкома и комитета ВЛКСМ. В январе 1943 года был сформирован первый руководящий орган добровольного спортивного общества, позднее получившего имя «Торпедо». Его председателем стал тов. Чигарьков, а членами — тов. Гущин, тов. Пупырева, тов. Силаев и тов. Шнейдер — автор первой спортивной заметки в «Моторе».

   Сортивная деятельность на заводе закипела. В подразделениях предприятия появились инструкторы (в некоторой степени коллеги нынешних физоргов), а приоритет был отдан футболу, волейболу и легкой атлетике. Заработали первые секции и кружки: шахматно-шашечная, гимнастическая. Активный старт физкультурников-автозаводцев не остался незамеченным: по итогам первых месяцев своей деятельности они получили переходящее Красное знамя и Почетную грамоту от лица РК ВЛКСМ. Однако внутренний, производственный комитет комсомола неоднократно попадал под пулеметный огонь критики: дескать, актив сделал многое для формирования физкультурного движения, но далеко не все. Свою позицию комсомольцы автозавода мотивировали тем, что спорт должен стать массовым явлением.

   Поще всего прошел процесс появления футбольной команды. Она зародилась на предприятии раньше, нежели официальный спортивный орган. Первая встреча команды «Торпедо», если верить книге А. И. Кучина «Миасс. История футбола», состоялось за день до первой годовщины начала Великой Отечественной войны. Автозаводцы сыграли вничью 2:2 со сборной города, и оба мяча в сетку соперника отправил Анатолий Емельянов — капитан, тренер, в довоенные годы выступавший за московское «Торпедо» и сборную Союза. Причем, эта и последующие футбольные баталии для зрителей не были бесплатными. Впрочем, в корысти спортсменов обвинить трудно: все вырученные от продажи билетов средства шли на строительство танковой колонны.

   Схранились сведения и о других встречах. Так, в мае 1943 года в Миассе состоялся блиц-турнир с участием трех команд: «Торпедо», авиашколы (чемпиона города) и артучилища. Соревнование прошло по круговой системе, а продолжительность встреч была всего лишь 30 минут. Оба матча автозаводцы завершили с одинаковым счетом — 1:1, а голы забили слесарь инструментального отдела Кабанов и капитан Емельянов. Причем, последний из упомянутых в материале заводской многотиражки недвусмысленно дал понять: результаты должны быть выше. А для этого необходимо (и это в военные-то годы!) больше тренироваться, оборудовать специальные помещения и приобрести амуницию, в частности, наиболее остро стояла проблема нехватки бутс.

   Пстепенно автозаводская команда превратилась в одну из сильнейших команд города. Победа над игравшим в областном первенства «ДКА» со счетом 4:3, особенно если учитывать, что эта встреча стала вратарским дебютом токаря по универсальным работам Виктора Сахарнова, показательна. В команде той эпохи тон задавали инструментальщики.

   Вследующем году футбольный сезон стартовал 7 мая. Автозаводцы, руководимые Анатолием Емельяновым, выиграли у одной из школьных команд города с минимальным перевесом, за что удостоились наград: грамоты и… бильярда. Спустя неделю, они крупно переиграли команду областного уровня — «Крылья Советов»: 5:2 — такой счет значился в финальном протоколе. Автозаводцы вели 2:0, позволили сопернику отыграться, но в итоге довели дело до разгрома соперников.

   Оволейболе — более отрывочные сведения. Известно, что с 18 июня по 1 июля 1944 года на предприятии проходило первенство завода. Волейболисты шлифовали свое искусство на тренировках, проходивших на культбазе стройки. Соревнования по этой дисциплине также премировались, а призами служили переходящие кубки и дефицит того времени — спортивная форма.

   А вот автозаводские легкоатлеты радовали неоднократно. Первый громкий успех наших бегунов пришелся на финал профсоюзно-комсомольского кросса, проходившего в Челябинске 18 июня 1944 года. Работник технологического отдела Михаил Красавин стал тогда сильнейшим на дистанции 5000 м, а его коллега по предприятию, Г. Гущин из инструментального цеха, — на 3000 м. Эти два спортсмена формировали основу эстафетной дружины автозавода. В 1945 году беговая сборная предприятия усиленно тренировалась: зимой — в гимнастическом зале, весной — в лесу. В 1945 году они стали сильнейшими на городской эстафете на приз газеты «Миасский рабочий». Причем, Михаил Красавин выиграл первый мужской этап, конструктор Ольга Копынцова — женский, а Юлий Нейман — молодежный. Кроме них, в команде-победительнице выступали Н. Лапшина, Л. Залбштейн, Г. Гущин и Д. Банникова. Сохранился даже результат чемпионов — 13 мин. 17,8 сек.

   Вйна войною, но душа автозаводцев требовала стадиона. В 1944 году задачу реконструкции городского стадиона взял на себя завком. Ее выполнение шло непросто, не всегда соблюдались сроки, о чем констатировал городской комитет ВКП (б). Реконструкция велась совместно с ремесленным училищем N№ 26. На городском стадионе подготовили беговую дорожку, отремонтировали трибуны. В кулуарах заговорили о необходимости появления стадиона в Октябрьском районе…

   Оончание войны ознаменовалось определенным спортивным всплеском. В августе 1945 года в Горьком прошло всесоюзное соревнование физкультурников автомобильных заводов, в котором приняли участие и представители Миасса — «Урал-ЗиС». Объективно говоря, никто не рассчитывал, что строптивые уральцы проявят такую прыть. Девять «золотых», шесть «серебряных» медалей и второе место в общекомандном зачете. Уступили миасцы лишь нынешним коллегам по холдингу «РусПромАвто» — представителям ГАЗа.

   Сидетельством класса миасских спортсменов служит тот факт, что пять членов команды «Урал-ЗиС» вошли в состав сборной спортивного общества «Торпедо». На соревнованиях ВЦСПС, проходивших в Ленинграде, первое место по прыжкам в высоту занял миасский автозаводец В. Жмаев.

   Н физактив «Урал-ЗиСа» и не намеревался останавливаться на достигнутом. «Наша почетная задача, — утверждал в «Уральском автомобиле» А. Шнейдер, — это создание спортплощадок и физкультурного зала, организация сильного массового физкультурного коллектива».

   


Дмитрий ФЕДЕЧКИН



назад


Яндекс.Метрика