свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 134 | Суббота, 30 ноября 2002 г. | |
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ШЕСТёРКА, ПРОСЛАВИВШАЯ ЗАВОД И ГОРОД Онако вот что удивительно: в нашем, перенасыщенном промышленностью, крае до сих пор не было издания, в котором расказывалось бы от этих достижениях и людях, их создававших! В значительной мере эти пробелы были ликвидированы вышедшей в прошлом году энциклопедией «Инженеры Урала». Уникальную по меркам нашей страны книгу выпустило Уральское отделение Российской инженерной академии. Едва увидев свет, она стала настоящей библиографической редкостью: по всей видимости, в нашем городе есть только один ее экземпляр, да и то не в музее или библиотеке, а в частном собрании. Лстая ее страницы, отчетливо понимаешь, что талантливые левши были не только прежде, они есть и сейчас. И живут подчас рядом с нами, творя, колдуя над созданием новых технических смесей, разрабатывая нестандартные технологические схемы, облегчающие наш труд и повышающие производительность. Есть в этой энциклопедии и шестеро автозаводчан. Один из них — Вацлав Ромуальдович Балинский, о котором лично я прежде знал только то, что он очень интеллигентный человек и активный участник разнообразных конкурсов нашей газеты. А еще он — автор девяти десятков различных печатных работ, имеет 11 свидетельств на изобретения, отмечен многими наградами и званиями, входит в правление областного научно-технического общества. Придя на завод еще в 1949 году, он стал организатором производства точного литья по выплавляемым моделям, создал и внедрил новый литейный связующий износостойкий сплав. С первых дней организации в 1957 году филиала Челябинского политеха активно участвовал в подготовке инженеров-литейщиков. Ия еще одного талантливого инженера — Соломона Иосифовича Бернштейна —известно, наверное, большинству автозаводчан. Будущий лауреат премии Совета Министров СССР начал работать на автозаводе с момента его в эвакуации в 1941 году: начальником строящегося, а затем действующего литейного цеха; главным металлургом. В 1961 году он стал заместителем начальника управления главного металлурга Министерства автомобильной промышленности в НИИ автотракторных материалов. Вгоды Великой Отечественной войны при участии Соломона Иосифовича строится первый литейный цех завода, выплавлен первый металл в еще недостроенном цехе, начато производство отливок, построен и принят в эксплуатацию литейный цех N№ 3, освоено производство моторов, а затем — автомобилей. Освоено производство цветного литья по выплавленным моделям, начато строительство цеха ремонтного литья. При нем же проведен большой комплекс работ по механизации и автоматизации трудоемкого процесса формовки, выбивки, приготовления глиноугольной суспензии, резко снижен брак отливок. Ее один наш лауреат премии Совета Министров СССР и орденоносец, занесенный в скрижали истории, — Феликс Иванович Ковалев, работавший на УралАЗе с 1959 по 1976 годы и прошедший путь от мастера до главного металлурга. Как и Соломон Бернштейн, впоследствии ушел на повышение в Москву, в Министерство автомобильной промышленности. Пи его участии было организовано производство большегрузных трехосных автомобилей «Урал-375» различной модификации, начато производство автомобилей с дизельным двигателем, ликвидирована безопочная формовка. Во всех литейных цехах были внедрены формовочные линии с полуавтоматическими машинами, автоматическими установками для выбивки опок, конвейерами для накладывания и снятия грузов. Внедрил техпроцесс изготовления стержней в нагреваемой оснастке и ряд новых технологических процессов плавки. Проводил реконструкцию литейного цеха N№ 1, позволившую увеличить выпуск отливок в два раза и повысить их качество, организовал цех переработки металлоотходов для обеспечения литейщиков вторичными материалами. Педставительниц прекрасного пола среди инженеров в этой энциклопедии почему-то считанные единицы. Одна из них — Алевтина Николаевна Козлова, и по сей день работающая в управлении главного металлурга. Она — автор нескольких печатных работ, имеет авторские свидетельства и патенты на изобретения. Прославилась Алевтина Николаевна тем, что разработала изолирующую пасту для защиты поверхности детали, инжекторную систему перемешивания печных атмосфер в переходных безмуфельных агрегатах для химико-термической обработки деталей автомобиля, технологию раскроя металлических и неметаллических материалов лазерным лучом. Кроме этого, она провела комплекс работ, связанных с подготовкой и сертификацией системы обеспечения качества продукции. А вот Юрий Николаевич Ладнов, единственный коренной миасец из представленных в книге автозаводчан. Начавший работать на заводе в 1953 году, прошел все ступени вплоть до заместителя начальника производственно-диспетчерского управления по литейному производству. Награжден орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. Ео заслуги в литейном деле поистине многообразны: принимал участие в подготовке формовочного участка к пуску в эксплуатацию, внедрял новые технологии приготовления формовочных смесей, изготовления форм и стержней. Совершенствовал технологические процессы, внедрял новые технологии, ежегодно наращивал выпуск литья. Объем выпуска литья в цехе достигал 48 тысяч тонн в год на тех же площадях, но с более низкой себестоимостью и высоким качеством. В период его работы директором литейного производства, в который входило восемь цехов, объем выпуска производства составлял 150-160 тысяч тонн литья в год. Ее один из тех, кто начал работать на автозаводе с первых дней его переезда на Урал, — самарец Александр Семенович Филиппов, скончавшийся четырнадцать лет назад. На Уральском автомобильном он проработал относительно недолго, перейдя после войны в Уральский институт металлов. Вся его деятельность была связана с созданием новых марок чугуна, повышением стойкости прокатных валков и улучшением свойств отливок из чугуна. Автор более 60 научных трудов. Работа отмечена двенадцатью авторскими свидетельствами на изобретения. …Вот такие они — лучшие инженеры Урала. Правда, я думаю, что список талантливых земляков этой великолепной шестеркой явно не ограничивается. Еще несколько автозаводцев попадет в число лучших металлургов Урала (энциклопедия «Лучшие металлурги Урала» сейчас готовится к печати), многие будут упомянуты в городской и областной энциклопедиях, если они когда-нибудь все-таки будут изданы. И это правильно — Миасс должен знать своих героев!
Константин НЕДОПЁКИН
|
назад |