свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 133 Уральский автомобиль Четверг, 28 ноября 2002 г.

ВСЯ ЖИЗНЬ — УНИВЕРСИТЕТ

   Вт таким 50 лет назад Салимьян Ахметшин впервые переступил порог автозавода. Окончив автомеханический техникум, 18-летний парень из Башкирской деревеньки Азнашево стал дипломированным специалистом по литейному производству, но настоящие «университеты» ему тогда еще только предстояли. Началась разработка сложнейших отливок для производства «эмки», а позднее — трехосного «Урала-375». Работа велась под руководством известных «профессоров»: Соломона Иосифовича Бернштейна, Александра Николаевича Тананина, Феликса Ивановича Ковалева и Николая Васильевича Богачева.Салимьян Салахович Ахметшин один из лучших инженеров-технологов Уральского автозавода. Такими специалистами может гордиться любое предприятие. При его деятельном участии происходило становление мощнейшего в отрасли литейного производства: в 1963 году пущен литейно-ремонтный цех, в 1967 — сталелитейный, к концу 70-х — модельный. В последующие десять лет — время расцвета производства — литьем обеспечивала Уральский автозавод и еще сотня предприятий страны. Литейщиков заваливали заказами. Путь от чертежа до партии готовых отливок занимал не более 3-х месяцев.

   — Однажды приехал к нам снабженец с Ереванского автозавода и заказал партию отливок картера, — вспоминает Салимьян Салахович. — Такие чертежи мы увидели впервые, предстояла серьезная подготовительная работа. «Когда вы хотели бы забрать партию?» — спросили заказчика. А в ответ услышали: «Чем скорее, тем лучше. Я еду обратно через неделю», все опешили: произвести оригинальные отливки за неделю — это казалось безумием... Впоследствии оказалось, что гость приехал с полными карманами денег и щедро платил тем, кто, на его взгляд, мог ускорить процесс. В результате партия отливок была готова в срок. Спустя некоторое время после отправки, руководство связалось с ЕрАЗом и поинтересовалось качеством отливок. Ереванские коллеги были довольны и впоследствии никаких претензий не предъявляли.

   Уавновешенность и оптимизм этого человека неисчерпаемы. Он считает, что никогда не стоит бросаться в крайности, надо спокойно делать дело и ценить свой коллектив. Тогда даже в самые тяжелые времена можно быть в мире с самим собой и получать удовольствие от жизни. До 60-ти лет Салимьян Салахович руководил технологическим бюро, хоть к должностям никогда и не стремился. Не стремился не потому, что боялся ответственности — просто жизнь и без того всегда была полна до краев.

   Слимьян Ахметшин всегда любил спорт. Состязания устраивались чуть ли не каждую неделю, и он как секретарь партбюро отдела главного металлурга занимался их организацией. Лыжи и горный туризм — его страсть. Вот и этой зимой, как только выпал снег, он уже проложил двадцатикилометровый участок лыжной трассы в сторону европейской границы. В молодости вылазки на природу были популярны и регулярны. Однажды довелось вместе с коллегами по работе даже установливать тяжелый барельеф Ленина на горе Иремель.

   Нряду с производственной, общественной и спортивной деятельностью, никогда не угасал его интерес к национальной башкирской культуре — музыке, танцам, народным традициям. В молодые годы Салимьян Ахметшин танцевал в народном коллективе «Яшьлек» («Молодость»), который позднее стал называться «Уралым» («Мои горы») и поныне любим миасцами всех национальностей. Семья Ахметшиных ежегодно бывает в Уфе. Перед поездкой составляют культурную программу: какие спектакли, концерты и национальные кухни посетить, кого навестить.

   Ндавно, побывав на Втором Всемирном Курултае башкир, старые знакомые делились впечатлениями: «Приехали башкиры многих стран мира, но даже дети эмигрантов первой волны владеют родным языком лучше, чем российские башкиры и татары. Родители прививают детям любовь к родной культуре с малых лет, живя за тысячи километров от родины». Забвение собственных корней Салимьяну Салаховичу не грозит. Недавно знакомые прислали ему комплект компакт-дисков с записями народных ансамблей. Он считает это самым дорогим подарком к полувековому юбилею работы на заводе.

   


Владимир ВОЛКОВ

   



назад


Яндекс.Метрика