свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 127 Уральский автомобиль Четверг, 14 ноября 2002 г.

ЗАЧЕМ ВЫПУСКАТЬ ПАР?

   8 июля в Екатеринбурге подводились итоги конкурса «Лучший инновационный проект Уральского федерального округа». На конкурс было представлено 90 проектов, но высокую рейтинговую оценку получили только 8 из них. Отрадно, что на первом месте (11,66 балла из 12 возможных) оказалось ООО «Прессмаш» из Миасса. Так высоко оценили проект «Создание и применение магистральных пароводяных элеваторов для решения задач энергосбережения». Он оставил позади инновационный проект Уральского института металлов из Екатеринбурга, получивший 10,66 балла. Церемония награждения победителей и лауреатов была приурочена ко второй конференции по инновационной политике Уральского федерального округа, прошедшей в октябре.

   Чо же за фирма такая — «Прессмаш»?

   Псле знакомства с руководителями этого небольшого предприятия, выяснилось, что они выходцы Государственного ракетного центра «КБ имени академика В. П. Макеева». Анатолий Недугов и Михаил Куркулов (на снимке слева направо) — специалисты, имеющие многолетний опыт работы в оборонке и равнозначны по своему статусу в созданной ими фирме. Вряд ли можно считать крупным предприятие, в штате которого числится всего 16 человек. Но за одиннадцать лет существования «Прессмаша» этим людям удалось сделать немало. В самом начале они спроектировали и изготовили пресс для формовки кирпичей. Отсюда и первая часть в названии фирмы.

   Тудовой коллектив «Прессмаша» занимается не только проектированием, но и материальным воплощением проектов на арендуемых производственных площадях. Начиная с 1991 года предприятие уже девять раз поменяло место своего «обитания» и, конечно, эти переезды доставляют массу неудобств. Работа в походных условиях — серьезное испытание для компании, занимающейся техническим творчеством по полной программе. Поэтому заветная мечта обоих руководителей — обрести стационарное место. Если бы они со дня основания фирмы вложили свою энергию в торгово-закупочную деятельность, то, наверное, давно бы обустроились и ушли от кочевого образа жизни. Так поступили многие их бывшие коллеги с ГРЦ, но в этом, на взгляд Анатолия Недугова, есть минусы. Для настоящего инженера торговля — не слишком увлекательное занятие. Более того, существует масса примеров молниеносной деградации некогда очень одаренных специалистов. В этом работники «Прессмаша» заинтересованы менее всего, ведь острота творческой мысли — главное достоинство инженера.

   Псле изготовления прессов для производства кирпичей предприятие приступило к проектированию мельниц. Эти машины с гранитными жерновами получили заслуженное признание призводителей хлебопродуктов, поскольку они надежны и просты в обслуживании.

   Дшево и эффективно

   Силь работы в «Прессмаше» таков: постановка конкретной задачи, выработка основных принципов путем мозгового штурма, разработка технической документации и изготовление очередного образца. На все про все — три недели.

   Поект пароводяного элеватора (на снимке) создавался именно так. Толчком послужил разговор с главным энергетиком ММК Геннадием Никифоровым, который сетовал на то, что комбинат выбрасывает слишком много пара. Родилась идея его утилизации, то есть использования пара для нагрева воды, поступающей затем в систему отопления. Получился агрегат, основанный на использовании теплообменника смешивающего типа, но более надежный, экономичный и, что немаловажно, дешевый, в отличие от аналога — трансзвукового аппарата профессора Фисенко, установленного на цементном заводе в Коркино. Ноу-хау «Прессмаша» позволяет избавиться от вибраций, которые, казалось бы, неизбежны при смешивании воды с перегретым паром. Кроме того, профессор Фисенко только за обследование места установки элеватора берет 20 тысяч долларов. «Прессмаш» проводит обследование места бесплатно и выдает заказчику подробные рекомендации по внедрению. При расходовании 33 тонн пара в час экономия получается порядка 9 миллионов рублей.

   Масс не хочет экономить?

   Утановки «Прессмаша» уже используются: две небольших — на Миасском инструментальном заводе и одна помощнее — на Нижнетагильском металлургическом комбинате. В первом случае экономический эффект элеватора позволил отказаться от бойлерной, а во втором — целой котельной. К тому же, элеватор не нуждается в дорогостоящем ремонте и обслуживании. Выгоду от применения этих установок оценили во многих российских городах (Сатка, Сыктывкар, Буденновск, Чайковский, Россошь), где они уже действуют. Несколько усовершенствованный элеватор с регулировкой, разработанный совместно с кафедрой теплотехники ЮУрГУ, в скором времени будет установлен на ММК.

   Бюджету нашего города этот инновационный проект мог бы принести достаточно солидную экономию. К примеру, предлагалось избавиться от очень накладной эксплуатации бойлеров в поселке Динамо, но городская служба заказчика пока на это предложение не отреагировала. Руководство «УралАЗ-Энерго» заинтересовалось внедрением элеваторов на ТЭЦ, однако окончательного решения по этому вопросу еще не принято.

   Без сомнения, если автозавод на самом деле озабочен темой экономии энергоресурсов, нужно быстрее внедрять то полезное, что предлагают земляки.

   


Владимир ВОЛКОВ



назад


Яндекс.Метрика