свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 124 Уральский автомобиль Вторник, 5 ноября 2002 г.

ПУТЬ ЛЕНИНА ИЛИ ЛЕНЬ ПУТИНСКИХ СОВРЕМЕННИКОВ?..

   Сименем самого знаменитого русского революционера страна будет связана всегда — как бы ни старались умалить его значение некоторые продвинутые сторонники капиталистического развития. Алый галстук, октябрятская звездочка, портреты вождя в актовых залах — эти и другие компоненты сформировали своеобразный молох. И если вам за двадцать, то, как бы вы того ни хотели, —Ленин с вами. Он здесь, в вашей памяти, в вашей душе, в ваших делах: черных, белых или бесцветных. А если это не так, то я лично принесу камень оппоненту, которым он же в меня пусть бросит…

   «Просто я живу на улице…»

   Масс — город-нонсенс. Только здесь стало возможным появление сразу двух улиц Ленина. Причем, ни одна из них не может, да и не имеет морального права, претендовать на статус центрального проспекта. И в поселке Тургояк, и в старой части Миасса улицы Ленина — это странное слияние деревенского прошлого и бетонного будущего.

   …Жеваный «Икарус» под номером тринадцать катит в поселок Тургояк. Заполнившие его люди, рассевшиеся по двое на одно сиденье, по-ленински просты. В путевых беседах перемалывают косточки знакомым и родственникам, делятся рецептами народной медицины. «Попробуй с него сними!», — находящиеся рядом мужики обсуждают современные уличные грабежи, и в качестве аргумента указывают на фуфайку соседа...

   Тргоякская улица Ленина — это своеобразное отражение действительности. Вроде бы поселок поселком, где уживаются простецкие домики и двухэтажные коттеджи. Газ сюда не проведен; слава Богу, проложен асфальт. Дорога, упирающаяся в сады, не из числа широких, однако здесь и она выглядит автострадой. Имеются свое почтовое отделение, памятник погибшим воинам и магазин — классический для сельской местности: неброский, с обшарпанными стенами, с более-менее сносным ассортиментом. Что особо приятно — на улице довольно чисто. Местные жители умеют обходиться без разбросанных бумажек и пивных банок. Даже коза, пьющая из лужи, на удивление чистая, не в репьях…

   Уица Ленина в старой части Миасса на первый взгляд — копия своей «тезки». Ну разве, что почти в два раза домов меньше, да деревянные постройки кое-где создают дисгармонию с кирпичным фасадом и иномаркой возле. Однако есть и другие отличия. У старгородцев главенствующая из бед — свалки. Только крупных на улице Ленина зафиксировано две: напротив училища N№ 9 и около дома N№ 32, как раз в том месте, где висит табличка: «Свалка мусора на грунт запрещена».

   Вруг, как-то очень резко и неестественно улица Ленина превращается в каменную коммуникацию. Но чего не удается избежать, так это вызывающе вычурного соседства: панельной девятиэтажки и дома постройки эпохи Владимира Ильича. Опрятная девочка, что есть мочи барабанящая ногой в дверь кафе «Мечта»…

   

   Сдьба монументов

   Ели без центральной улицы, названной в честь вождя, Миасс обошелся, то без памятников — никак. В нашем городе их столько, что описывать архитектурное великолепие каждого не хватит газетной площади. А вот примерную судьбу — можно.

   

   «Ленин-насекальщик»

   Вгоды вселенского безумия, когда снимать памятники было моднее, нежели их ставить, не выдержал злобного напора вождь революции, стоявший перед зданием администрации (а прежде — перед кинотеатром «Урал»), и навеки сгинул во дворе старого здания краеведческого музея. А другой памятник до сих пор мирно существует на территории Миасского инструментального завода. Все-таки по статусу положено. Как-никак, Владимир Ильич — почетный насекальщик предприятия.

   

   «Ленин-разведчик»

   Зходя в городской парк (бывший парк автозаводцев), пламенного вождя можно и не заметить. Он как-то сиротливо стоит сбоку и постоянно маскируется: летом — среди листвы, зимой — благодаря своему белому окрасу. Самый беззащитный Ильич Миасса страдает от вандалов. Кто-то из них вывел на обороте памятника жирную свастику.

   

   «Ленин-классик»

   Вт уж кого не берут никакие хвори, так это памятник в старой части города. Нынешними иллюстрациями этой местности можно сопровождать описания минувших лет. Здешний Ильич — нарочито правильный и чрезмерно уверенный в себе. Рука, указывающая то ли на хлебный ларек, то ли на парикмахерскую. Цветы, распускающиеся возле ног ежегодно в летнюю пору.

   

   «Ленин-весельчак».

   Ткое ощущение, что у миасских молодоженов не будет семейного счастья, если друзья или родственники во время свадебного катания не заберутся на вождя в Ильменском заповеднике и не вставят ему в руку бутылку шампанского.

   

   Уавтозаводцев мог быть

   свой Ленин

   Могие из тех, кто видел эту фотографию до выхода номера в печать, ехидно смеялись и спрашивали, сколько лет назад был сделан снимок. Будь я человеком азартным, выиграл бы в споре свои пресловутые пять литров спирта. Но прежде этот памятник предстояло найти, а, значит, два часа полазить по задворкам Уральского автозавода.

   Пмятник стоит под открытым небом на территории управления оборудования. Сделан добротно, из гранита. Разве только ржавый след пошел по спине от металлической арматуры, так что в скором времени помощь специалиста может понадобиться. Автозаводского Ленина изготовили незадолго до краха коммунистического режима. Может, и успел бы постоять Ильич на территории предприятия, однако в те времена уже любому было понятно: ситуация выходит из-под контроля. Так и пылился памятник на складах, пока не увидел белый свет сравнительно недавно.

   Оранник, пропустивший меня на территорию управления, рассказывает, что Владимира Ильича здесь никто не обижает. Напротив, вождю здесь спокойно, уютно и безопасно — словно в Шушенском. Проходя мимо памятника, охранник приветствует вождя по-военному. Как человека созидательного, несмотря на разные негативные оценки его деятельности.

   Мжет, Ленин действительно не заслуживает того, чтобы украшать собою центральный проспект города — кто знает. Хотя, если кто-то думает, что, проходя мимо его памятника, мы насквозь пропитываемся коммунистическими идеями, то почему тогда Миасс не превратился в пресловутый красный «поясок»? Уж ему-то, городу с четырьмя (пятью?) Ильичами это было бы позволительно…

   Н и существующий сегодня расклад едва ли можно назвать справедливым. Ведь, убрав памятник на задворки завода (памяти, жизни?), мы рискуем из-за своей недальновидности утратить естественный пульс истории. А забывающие о своем прошлом, это очевидно, нисколько не заботятся о дне нынешнем. Поэтому любителям «амнезии из-под палки» судьба и подбрасывает на дорогу грабли — во второй, третий, четвертый раз. И далее — до бесконечности.

   


Дмитрий ФЕДЕЧКИН



назад


Яндекс.Метрика