свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 119 Уральский автомобиль Четверг, 24 октября 2002 г.

А ВМЕСТО СЕРДЦА — ПЛАМЕННЫЙ «ЕВРО-2»?

   Дя производителя возможность встретиться лицом к лицу со смежниками никогда не бывает лишней. Верность этого тезиса подтвердил восьмой ежегодный Всероссийский семинар по проблемам сертификации строительной, дорожно-строительной, коммунальной и специальной техники, который на протяжении двух дней проходил в Миассе и собрал около ста предприятий, выпускающих спецтехнику на базе грузовых автошасси. Его организаторами выступили «Самт-фонд» во главе с директором Мироном Гриффом, Госстандарт России и автомобильный завод «Урал».

   Н важен скорее стратегический аспект, нежели политический. В прошлом году около 70% от всех грузовиков, выпущенных ОАО «АЗ «Урал», составили именно шасси. Они, говоря объективно, являются полуфабрикатным продуктом, поскольку в дальнейшем заводы-смежники устанавливают на них различные виды оборудования — более двухсот наименований. Пообщаться, обсудить пути совместного развития, выявить «болевые» точки — так сформулировали цель семинара руководители автомобильного завода «Урал», председатель совета директоров Павел Яковлев и генеральный директор Владимир Новик.

   Поблемы и производителей автошасси и заводов спецтехники — общие. Поэтому едва ли не центральной темой обсуждения на семинаре стал вопрос о запрете «Евро-0». Его решение куда сложнее, чем кажется на первый взгляд.

   Содной стороны, руководство автомобильного завода «Урал» не скрывает, что в этом вопросе делает ставку на собрата по холдингу — ОАО «Автодизель». Именно продукция ярославских мотористов, силовые агрегаты ЯМЗ, первой среди отечественных аналогов прошла процедуру сертификации на соответствие требованиям «Евро-2». Сегодня на этом предприятии созданы мощности, достаточные для обеспечения потребностей российских автозаводов. Недавно автомобильный завод «Урал» изготовил и продемонстрировал на крупнейшей московской выставке «MIMS-2002» грузовик «Урал-63293» с турбонаддувным двигателем «ЯМЗ-7511», который гармонично заменил более дорого-стоящий импортный агрегат. В следующем году речь уже идет о выпуске опытно-промышленной партии. Однако не все так уж безоблачно.

   Внынешнем году ОАО «Автодизель» гарантировало поставку лишь одной тысячи двигателей, отвечающих требованиям «Евро-2». То есть, речь шла о том, что лишь 10% уральских грузовиков могли получить экологически чистый силовой агрегат. В настоящий момент автомобильный завод «Урал» изготовил четыреста автомобилей с двигателем «Евро-2». Все они до сих пор находятся в отделе сбыта…

   Пэтому, как справедливо отметил генеральный директор Торгового дома «АвтоУрал» Валерий Селин, речь идет не о том, что завод не может выпускать автомобили «Евро-2». Практика показывает, что такие грузовики пока на отечественном рынке не востребованы. Генеральный дилер автомобильного завода «Урал» принял беспрецедентную меру — снизил цену экологически чистого «Урала» до стоимости автомобиля с двигателем «Евро-0», однако и этот шаг результата не дал. Даже после предания огласке намерения правительства России запретить «Евро-0» с первого декабря текущего года две трети партнеров миасского автозавода заняли выжидательную позицию.

   Эо ни в коем случае не говорит ни о качестве, ни о стоимости автомобиля или двигателя. Дело в том, что «Уралы» по своей природе традиционно жестко связаны с технологическим процессом, в котором участвуют. В частности, ряд специальной техники, изготовляемой на базе уральских грузовиков, использует возможности силового агрегата для улучшения характеристик и показателей навесного оборудования. Это означает, что не всегда двигатель в условиях Севера используется на полную катушку. Да и о каком загрязнении окружающей среды может идти речь в Ханты-Мансийском или Ямало-Ненецком автономных округах, где на одного жителя приходится два квадратных километра площади? Это вам не загазованная европейская часть России, где по шоссе в обе стороны мчатся «МАЗы» и «КамАЗы». Это означает, что внесение дополнений в распоряжение Правительства РФ о запрете «Евро-0» назревает…

   Вплывает и другая проблема. Сегодня, абстрагируясь от конкуренции между КамАЗом и ЯМЗ, можно констатировать, что автомобильные заводы не располагают сцеплением и коробкой переменных передач для автомобилей, отвечающих требованиям «Евро-2». Этот недостаток подталкивает производителей грузовой техники и, по совместительству, конкурентов к более тесному сотрудничеству. Его результат — экспериментальный автомобиль «Урал» с камским двигателем, который будет выпущен в первом полугодии следующего года. Все возвращается на круги своя…

   Н семинаре заводы спецтехники неоднократно отмечали, что они были бы не против вместе с автошасси получать одобрения типа. Их желание снять с себя обузу вполне понятно и объяснимо. Однако объективно автомобильный завод «Урал» пока не готов взять на себя эту ношу. Как справедливо отметил недавно назначенный главным конструктором предприятия Вячеслав Глухарев, в противном случае на систему сертификации миасского производителя полноприводной техники моментально упадет нагрузка по оформлению около тысячи одобрений типа. Поэтому, для принятия столь принципиального решения, нужно подготовить почву.

   Тм не менее, политика автомобильного завода «Урал» в отношении с производителями спецтехники остается прежней. Она направлена на удовлетворение требований потребителей при соблюдении принципа обоюдной экономической эффективности. А государственные структуры и контролирующие органы по определению должны облегчить судьбу отечественных предприятий, а не быть барьером на их пути к процветанию.

   


Дмитрий ФЕДЕЧКИН



назад


Яндекс.Метрика