свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 113 Уральский автомобиль Четверг, 10 октября 2002 г.

НЕ НУЖЕН НАМ БЕРЕГ ТУРЕЦКИЙ, ИЛИ ВОСПОМИНАНИЯ О ТУРЕЦКОМ УРАЛЕ

   Я долго не понимал, чего нашему Уральскому краю не хватает, чтобы стать настоящим туристическим раем. Пообщавшись c Екатериной МАКЕЕВОЙ, выпускницей Миасского филиала ЮУрГУ, недавно отдыхавшей на средиземноморском турецком курорте Мармарис (поездка туда была премией за отличную учебу), я, кажется, это понял.

   Утурецкого берега Средиземноморья, на котором расположено большинство известных курортов, на самом деле с Уралом общего намного больше, чем может показаться первоначально. Кроме приморской полосы пляжей, растянувшейся на все побережье, все остальное — горные цепи с небольшими долинами. Так, если лететь в Турцию рейсом «Челябинск — Даламан», то от одноименного города-аэропорта еще не один час ехать по серпантину до ближайшего курорта. До Мармариса, например, добираться около двух часов. Правда, если из окна комфортабельного автобуса «Мерседес» видишь сосновые рощи с тридцатисантиметровыми иголками, фруктовые и табачные плантации или колосящиеся поля, то и путь кажется короче.

   Мрмарис — город-курорт, то есть отели, отели и еще раз отели. Если отели «две звездочки» ничего из себя не представляют, то «три звезды» уже вполне подходят для жизни: двухместные номера с обязательными кондиционером, телевизором, холодильником, кухней, большим балконом с видом на море, мини-баром. Последним, как считает моя собеседница, лучше не пользоваться: напитки в баре в стоимость номера не входят и идут по отдельному счету, а если в этот бар вы поставили что-то свое, то и это «свое» тоже посчитают и попросят оплатить еще раз. Зато в цену номера входят пользование бассейнами, бильярдом, посещение аквапарка, достаточно однообразные завтраки и не в меру разнообразные ужины с салатами десятков видов (некоторые из них настолько специфичны, что без предварительной психологической подготовки их не сразу проглотишь).

   Вя жизнь начинается вечером. К услугам отдыхающих — десятки кафе, баров и ресторанов с неизменными площадками для дискотек и различных шоу, где-то и со стриптизом. Музыка — те же самые англоязычные хиты, что «крутят» наши радиостанции. Иногда можно услышать что-то русское («Дискотеку авария», например). О том, что это Турция, вспоминаешь, когда изредка из динамиков донесется что-нибудь местное.

   Уром, проснувшись от призывов имама с ближайшей мечети к утреннему намазу или кукареканья петуха, можно сходить на базар. Правда, больше для того, чтобы поторговаться: изначальная наценка торговцев может составлять сто процентов. Чтобы получить удовольствие от торговли, знания турецкого или английского языка не требуется, достаточно знать азы бухгалтерии. Продавец набивает на калькуляторе свою цену, покупатель — свою. Так весь диалог и идет с помощью калькуляторов. Если не договорились, достаточно пожать плечами и сделать вид, что уходишь: догонят и скинут цену еще. Русский язык, несмотря на обилие наших туристов, помогает редко: бывает, что словарный запас продавца ограничивается скороговоркой: «Добрый день, как дела, хорошо, почему — по кочану». При этом россиян из толпы выделяют сразу и безошибочно — говорят, что у нас лица симпатичнее, одеваемся хорошо (может, потому, что в турецкое?) и ведем себя естественнее, чем немцы или англичане. Но покупки все-таки лучше делать в других городах, подальше от курортов — цены там намного ниже.

   Дем, когда из-за солнца на пляж ходить не рекомендуется (чтобы не схлопотать солнечной аллергии, из-за которой вся кожа покрывается пятнами), можно посетить турецкие бани. «Турецкий» в них только массаж, причем, сами турки в «турецкие» бани не ходят: видимо, берегут нравственность — ведь залы в них общие. Посередине больших мраморных залов с подогреваемым полом и фонтанами для омовения находятся лежаки для массажа: обычный массаж, потом специальный, с использованием мыльной пены, в завершение — расслабляющий массаж с втиранием ароматических масел. Учитывая, что после таких процедур далеко не все могут самостоятельно передвигаться, «промассажированных» развозят на такси по домам. Стоимость такси уже входит в цену. Те, кого бани уже «достали», могут выбрать одну из многочисленных экскурсий: на «черепашью косу», где черепахи из-за надоедливых туристов уже давно не откладывают яиц, или охоту на джипах в богатых живностью местах. Можно заняться дайвингом (подводным плаванием с аквалангом) или сплавать на остров Клеопатры — этой царице не понравился местный песок и, по легенде, она велела его заменить на египетский. С тех пор местные власти его тщательно берегут: на пляжи этого острова запрещено приносить не только полотенца, но и тапочки, дабы не потерять ни единой песчинки. В каждой стране есть «восьмое чудо света». В Турции это Помуккале — «хлопковый замок», представляющий собой абсолютно белую, «снежную» гору. В пещерах этой горы бьют термальные источники, насыщенные окисью кальция, образуя природные бассейны и даже целые каскады водопадов. У подножия Помуккале расположены развалины древнеримского города Хиераполис с двумя достопримечательностями: амфитеатром и бассейном имени все той же царицы Клеопатры. Бассейн наполнен теплой (температура 36 градусов) минеральной водой. Частые купания в этом божественном водоеме способствуют омоложению. И, если верить местным гидам, еще древние римляне устраивали здесь массовые заплывы — многим помогало. А кому не помогало — оставались здесь умирать. В отличие от базарных торговцев, с гидами языковых барьеров нет — практически все они либо выходцы из Средней Азии и Закавказья, либо болгары. И, кстати, они, не в пример местным жителям, не считают туристок-иностранок «немного проститутками» только за то, что они не закутываются с головы до пят в темные одежды и по пляжу ходят в купальниках.

   …Как видим, ничего сверхъестественного: красивая природа, развитая «на все сто» инфраструктура и предприимчивые люди. Природа у нас тоже ничего, инфраструктура — хромает, и чаще всего, наверное, даже до «двух звезд» пока не дотягивает, но зато достопримечательностей — «выше головы» (пока) и никаких черепашьих кос и Клеопатр придумывать не надо, своих легенд хватает. А вот предприимчивых людей явно не достает, а если и появятся такие, например, из Южной Кореи, Китая или той же Турции, так ведь тоже не полюбим?

   


Константин НЕДОПЕКИН



назад


Яндекс.Метрика