свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 113 Уральский автомобиль Четверг, 10 октября 2002 г.

СЛАЖЕННЫЙ И МОЩНЫЙ МЕХАНИЗМ

   Ремонтная служба на заводе существует со дня его основания. Оборудование из столицы привезли не новое — уже бывшее в эксплуатации, и сопровождали его ремонтники ЗиСа. Им предстояло совершить подвиг: осуществить пусконаладочные работы в самых первых холодных заводских корпусах.

   Онако коллектив ремонтной службы отмечает шестидесятилетие подразделения 9 октября, в день создания на площадях моторного цеха управления главного механика, которое возглавил Анатолий Гуляницкий. В суровые годы войны именно он нес ответственность за работу всего технологического оборудования на предприятии. В 1943 году, в начале форсированной реорганизации автомоторного завода в комплексный автомобильный, вместе с оборудованием цеха шасси из Ульяновска приехал Михаил Никифорович Прохоров и был назначен заместителем главного механика. Как и большая часть москвичей, после окончания войны Анатолий Александрович Гуляницкий вернулся на ЗиС, и занявший его место Михаил Прохоров руководил подразделением вплоть до 1969 года. В первые десятилетия своего существования управление главного механика размещалось в различных точках предприятия: сначала из моторного цеха переехало в деревянный корпус, находившийся там, где теперь расположен литейно-ремонтный цех, затем находилось в пристрое цеха шасси и только в 1962 году перебралось на нынешнее место — в инструментальный корпус.

   Поизводственной базой УГМеха всегда был ремонтно-механический цех, подразделение поистине уникальное. В чем состоит его уникальность догадаться несложно, ведь здесь изготавляются детали для всего оборудования, которое может выйти из строя в цехах и производствах Уральского автозавода. Поэтому работники цеха — специалисты, хотя и различного профиля, но неизменно высочайшей квалификации. Ветераны РМЦ отмечают, что производственная деятельность цеха никогда не ограничивалась изготовлением оригинальных деталей, выпускали запчасти и для основного производства (шаровые опоры, шестерни коробок передач, полуоси и так далее). И теперь в цехе изготовляют наиболее сложные детали для конвейера, поступающие после отработки из экспериментально- исследовательского управления. В 60-х годах специалистами РМЦ были сделаны стенды для обкатки автомобилей на площадях старого конвейера, сегодня в цехе шасси используются и стенды для обкатки мостов, разработанные и изготовленные совместно работниками РМЦ и станкостроителями.

   Н, по словам начальника РМЦ Петра Плеханова, основные направления работы цеха остаются неизменными. Это изготовление запчастей для металлорежущего оборудования и сложный ремонт, в частности, капитальный, металлорежущих станков и гидроаппаратуры. Изготовлением деталей занимается механический участок, а ремонтом — участок капремонта, имеющий две специализированные бригады. Одна из них ремонтирует токарные полуавтоматы, другая — гидрокопировальные станки. Петр Николаевич условно делит работников своего цеха на ветеранов и «вундеркиндов». Ветераны, это люди с большим производственным опытом, такие, например, как семейная чета Сычевых (Сергей Александрович — бригадир слесарей ремонтников, а Людмила Анатольевна — шлифовщица), токари Анатолий Михайлович Соколов и Станислав Степанович Дятлов, фрезеровщик Ильяс Мингазеевич Вафин, слесарь-ремонтник Михаил Иванович Рыков и другие. «Вундеркинды», являясь учениками ветеранов, приближаются к ним, проявляя чудеса профессионализма, но имеют более скромные возможности для передачи собственного опыта. В годы кризиса из цеха ушло много молодежи, и только теперь ситуация начинает выправляться. Для молодых рабочих, которые по-настоящему желают стать ассами в своем деле, РМЦ — идеальное место. Во-первых, есть прекрасные наставники, а во-вторых — бездна работы.

   Бывший токарь-универсал Рух Хаматвалеевич Киреев, проработавший в РМЦ 56 лет и уже три года находящийся на заслуженном отдыхе, вспоминает, как часто приходилось выходить на работу в праздники и в выходные дни. Рабочие знали, что какое-то производство, а то и весь завод, может остановиться, чувствовали свою личную ответственность и поэтому работали с душой. Авралы в цехе случаются и сегодня, но Рух Хаматвалеевич уверен, что закалка, переданная старыми мастерами, у нынешних работников сохранилась, а значит, и их отношение к своей повседневной работе осталось прежним. Молодым и рьяным, кто больше тяготеет к руководящей работе, будет небезынтересно узнать, что школу РМЦ в свое время окончили такие руководители заводского масштаба, как Виктор Алексеевич Гурушкин, Николай Петрович Безлепкин и Юрий Иванович Гусев; так что, нужно трудиться и дерзать.

   Нльзя не отметить сильнейшие инженерные службы управления, и прежде всего — конструкторское бюро УГМеха. Еще при Михаиле Никифоровиче Прохорове в КБ стала активно проводиться работа по модернизации оборудования и проектированию нового. Это позволило в апреле 1959 года выделить станкостроение в самостоятельное конструкторское бюро и положило начало развитию станкостроительного производства.

   Гавный механик АЗ «Урал» Виктор Мартенс коснулся роли своих предшественников в деле развития ремонтной службы предприятия. Валентин Петрович Бугорков, сменивший М. Н. Прохорова, был технологом по образованию и поэтому начал целенаправленную работу по совершенствованию технологического процесса ремонтных работ. Благодаря ему ремонтно-механический цех сегодня выполняет задачи, которые не по силам больше ни одному заводскому подразделению — шлифовка станин, наплавка крановых колес, закалка токами высокой частоты. В. П. Бугорков перевел конструкторов, работавших до того при механиках подразделений, вместе с цеховыми архивами в КБ УГМеха, тем самым сделав гораздо более эффективной работу управления. Штатная численность УГМеха увеличилась в те годы в пять раз. Следующим главным механиком стал Вячеслав Михайлович Шлейгер. Под его руководством построен склад запасных частей, введены система стандартов предприятия и нормативная база по трудоемкости и материалоемкости ремонтных работ. В бытность главным механиком нынешнего заместителя технического директора АЗ «Урал» Виктора Евгеньевича Ганеева была приведена в порядок вся конструкторская документация, и начался ее перевод в электронный вид. Работа конструкторского бюро и ремонтных служб стала значительно более продуктивной, что, собственно говоря, и подготовило УГМех к последующему переходу предприятия на новую систему качества. О своих заслугах Виктор Францевич Мартенс скромно умолчал, сказав лишь, что всеми силами пытается развивать опыт предшественников.

   Пздравляя всех ремонтников завода с юбилеем управления, В. Мартенс подчеркнул тот неоспоримый факт, что УГМех за шестьдесят лет превратилось в подобие слаженного механизма, деталями которого являются прекрасные люди — высочайшие профессионалы своего дела. Сегодня износ технологического оборудования предприятия составляет в среднем 67%, а это значит, что большая его часть нуждается в капитальном ремонте или замене. Поэтому рабочий механизм УГМеха больше, чем когда-либо нуждается в укреплении и в своевременном финансировании плановых работ. А всем работникам управления остается пожелать крепкого здоровья и семейного благополучия — непреложных условий успеха.

   


Владимир ВОЛКОВ



назад


Яндекс.Метрика